Армянская Апостольская Церковь, История, Новости

Григорий Просветитель – святой Армянской, Русской, Римско-Католической и Англиканской церквей

Святой Григорий Армянский - Сурб Григор Лусаворич 1

13 октября (30 сентября по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю) в Русской Православной Церкви совершается память нескольких десятков святых. Один из этих святых – основатель Армянской Апостольской Церкви и ее первый глава, один из самых почитаемых армянских святых, также почитающийся в Русской Православной, Римско-Католической и Англиканской церквях, Святой Григорий Просветитель (Григор Лусаворич).

Отец Григория, парфянин Анак, подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хосрова и за это сам поплатился жизнью – все его семейство было истреблено, кроме младшего сына, которого спасла его кормилица-христианка. Мальчик был крещён именем Григория и получил христианское воспитание.

Желая загладить вину своего отца, Григорий отправился в Рим и поступил там в услужение к сыну Хосрова, Трдату III, который в 287 г. в сопровождении римских легионов, прибыл в Армению и вернул себе отцовский престол. Однако, за исповедание христианства Трдат велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата, где тот был в заточении 14 лет.

Между тем Трдат впал в безумие и лишь Григорий смог его исцелить. После этого в 301 г. Трдат крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. Таким образом, Армения стала первой страной, принявшей христианство на государственной основе.

В 302 г. Григорий рукопологается в епископы, после чего строит храм в Вагаршапате — столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошёл Единородный» (то есть Иисус Христос) — который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма. В 325 г. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 г.) и был похоронен в Эчмиадзине.

Почти тысячу лет могила Св. Григория служила местом поклонения. В течение последних 500 лет мощи св. Григория хранились в армянской церкви в Неаполе, а 11 ноября 2000 г. были переданы Католикосу Всех Армян Гарегину II и в настоящее время хранятся в построенном в 2001 году Ереванском кафедральном соборе Св. Григория Просветителя. Главная святыня Армянской Апостольской Церкви — десница Св. Григория Просветителя — хранится в Первопрестольном Святом Эчмиадзине и является символом духовной власти верховного иерарха Армянской Апостольской Церкви. Во время совершаемого раз в семь лет мироварения Католикос Всех Армян освящает миро святым копием, пронзившим ребро Иисуса Христа, и десницей Св. Григория. На месте заточения Святого Григория находится монастырь Хор Вирап, в Араратской долине. Название монастыря в переводе с армянского означает «глубокая яма».

Церковь Сурб Григор Лусаворич в Ереване
Церковь Сурб Григор Лусаворич в Ереване

Григорий Просветитель удостоен славы и почитания во всём христианском мире. На протяжении многих столетий о нём знали и в Византии, многие правители и архипастыри которой были армяне, а позднее и к северу от Армении — на Руси. Житие Григория Просветителя, Рипсимии и Гаиании (извлечение из «Истории Армении» Агафангела) было переведено с греческого на славянский язык не позднее XII в. Перевод службы Св. Григорию Просветителю на славянский язык сделан не позднее 60-х гг. XI в.

Случаи посвящения Св. Григорию храмов на Руси связаны с крупными городами и монастырями. В 1535 г. во имя Св. Григория Просветителя была освящена столпообразная церковь в новгородском Спасо-Преображенском Хутынском монастыре. В 1561 г. Св. Григорию Просветителю был посвящен один из 8 придельных престолов Покровского на Рву собора (храма Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. Выбор посвящения связан со знаменательными событиями во время осады и взятия русскими войсками Казани в 1552 г.: «…священы церкви приделы которые ставлены на возвещение чюдес Божиих о Казанском взятии, в которые дни Божиа помочь и победа была православному царю над бусорманы». Судя по общему числу престолов, придел во имя Григория Просветителя существовал и в деревянной церкви 1554 г., стоявшей на том же месте до каменного храма.

Подготовила Амалия Тавадьян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *