Со дня азербайджанской оккупации Шуши прошло ровно 3 года. 9 ноября 2020 года каждый армянин перенес это как утрату, которую ничем не восполнить. Однако, на этом Арцахская война не закончилась. Врагу удалось реализовать свою стратегическую цель – полностью деарменизировать Арцах, в одночасье сделав более ста тысяч наших соотечественников беженцами.
Не закончилась война и сейчас. Она не завершится, пока не настанет день, когда арцахцы вернутся в свой дом. Даже когда с молчаливого согласия мирового сообщества наша нация переживает очередную черную страницу своей истории, мы не имеем морального права воспринимать временную оккупацию Арцаха, как его окончательную потерю. Каждый из нас должен стать частью общей цели – освободить от оккупантов нашу общую Родину, навсегда восстановив историческую справедливость в Арцахе.
Шуши – город, где всегда кипела армянская жизнь. Это один из центров христианства, символ культуры, науки образования армян. За все время своего существования этот город всегда был местом сосредоточения армянства. Так было всегда, несмотря на то, что этот очевидный факт бы совсем не по душе тем, кто не так давно начал оседлый образ жизни на его территории. Возвращение Шуши и всего Арцаха тем, кому они по праву принадлежат; тем, для кого эти земли – Родина, а не предмет политических амбиций – лишь вопрос времени. И то, когда придет это время, напрямую зависит от каждого из нас.
Ранние упоминания о Шуши
Во многих источниках периодом основания Шуши считается середина XVIII века. Эта дата ознаменована установлением контроля над крепостью Панах Али-ханом в 1752 году, однако она вовсе не означает, что до этого Шушинское плато было пустынным.
Многочисленные исследования археологов указывают на то, что следы первых поселений на территории Шуши датируются VIII-VII вв. до н.э., а крепость Каркар, расположенная в восточной части Шушинского плато, была укрепленным военным оплотом армян как минимум с раннего Средневековья.
Одно из первых упоминаний о крепости Каркар (арм. «քար» – камень) относится к IX веку и принадлежит арабскому географу персидского происхождения Ибн Хордадбеху. Он относит период основания поселения на территории Каркара к VI веку н.э., однако, согласно археологическим раскопкам, проведенным Институтом археологии и этнографии Национальной академии наук Армении в 2005 году, укрепления на Шушинском плато имеют более ранний возраст. Это подтверждается найденным в результате раскопок оружием, ювелирными изделиями, датируемыми II-I тысячелетиями до н.э., и предметами быта (кувшины, горшки, чаши), датируемыми VIII-VII вв. до н.э. Раскопки, проведенные в 2005 г. у Мхитарашенских ворот, подтвердили факты о заселении территорий, окруженных крепостными стенами, в начале I тысячелетия до н.э. Последующее изучение местности предоставило ценные сведения о связях древнего поселения Каркар с армянским государством Урарту (Араратское царство, IX–VI вв. до н. э.).
Одно из значимых упоминаний Шуши содержится в иллюстрированном Евангелии, переписанном армянским епископом Манвелом. Сегодня Евангелие, которое епископ Манвел написал в 1428 году «в селе Шушу земли Амарас», хранится в Матенадаране.
Шуши как часть Карабахского ханства
История крепости, а затем и города Шуши в современном его понимании действительно берет свое начало в XVIII веке, однако относится не к 1752 году, а к 1720. Именно в этот год, благодаря мелику Авану, крепость была укреплена и перестроена, что позволило армянам отразить восьмидневную осаду Шуши в 1725 году, в результате которой сорокатысячная турецкая армия понесла колоссальные потери, а после – подалась в бегство.
В начале 50-х годов XVIII столетия Панах-Али, возглавлявший татарские кочевые племена, воспользовался внутренними разногласиями Карабахских меликств и, при посредничестве мелика Шахназара II, захватил Шуши и провозгласил себя ханом. С этого периода начинается этап заселения крепости кочевым тюркоязычным населением.
Шушинская армянка с ребенком верхом на лошади
Начало XIX века, обусловленное усилением российского влияния в Закавказье, стало благоприятным периодом расцвета Шуши. В 1813 г. между Россией и Персией был заключен Гюлистанский договор, согласно которому Карабахское ханство переходило в состав Российской империи.
Карабахское ханство просуществовало лишь семьдесят лет и было упразднено в 1822 году, однако короткий период его существования и наличие трех ханов-мусульман стали некой основой для азербайджанского аргумента, согласно которому Арцах, несмотря на свою историю длиной в две тысячи лет, принадлежит относительно новому территориальному образованию. При этом факт, что ханства являлись административными единицами Персии и не имели ничего общего с Азербайджанской Республикой, провозглашенной лишь в 1918 году, отчаянно игнорируется.
«Маленький кавказский Париж»
Упразднение Карабахского ханства в 1822 г. стало поворотным моментом в социально-экономическом, культурном и научно-просветительском развитии Шуши как столицы Карабахской губернии, а после – как города в Елизаветапольской губернии. Стратегическое положение города стало основополагающим фактором в его развитии, как одного из наиболее значимых экономических и культурных центров Закавказья. В третьей четверти XIX столетия в Шуши действовали больница, театр, 6 армянских школ, армянское реальное училище, 4 типографии, 5 караван-сараев, более 180 магазинов. В городе процветало ковроткачество, функционировали красильни и кожевенные мастерские. Наряду с этим, Шуши стал крупнейшим центром Закавказья по производству шелка.
Архитектура и благоустройство города
В 1850-е годы в городе разворачивается крупное строительство. В 1853 году был принят генплан развития города, в основу которого легли традиции армянской архитектуры. Большой вклад в формирование внешнего облика Шуши внесли зодчие Симон Тер-Акопян, Маркар Карагезянц и Арменак Хондасазян.
Уникальной особенностью города считалось его разделение на два относительно независимых сектора: в западной части, называемой также Первым или Главным сектором, проживало армянское население, в восточной – тюркоязычное.
Армянский квартал в Шуши
Не менее примечателен тот факт, что многие общественные здания и строения духовного назначения восточного (тюркоязычного) сектора были построены исходя из принципов и художественных приемов армянской архитектуры. Элементы армянской архитектуры прослеживаются и в мечети Ашаги (Нижняя), построенной в 1874 году. Однако, со временем мусульманское население города стремилось внедрить в облик своих сооружений традиции исламской архитектуры, благодаря чему появились здания, представляющие собой эклектичный синтез традиционных форм армянской и исламской архитектур.
Основной бытовой проблемой шушинцев в XIX веке стала острая нехватка питьевой воды. В 1871 году при содействии Айрапета Пирянци и Агадзана Даниелянца в городе была проведена первая водопроводная линия. Уже к 1896 году проблема воды была полностью решена благодаря Татевосу Тамирянцу, который провел первую водопроводную линию длиной 18 км. Также к концу XIX века в армянском секторе функционировала разветвленная сеть подземной канализации.
Экономика
Шуши был городом, соединяющим Тебриз и Закавказье, Зангезур и Карабах, благодаря чему уже к началу XIX столетия город стал центром купечества. В начале XX века шушинские купцы имели доступ к основным торговым центрам России, Персии и Европы.
Состоятельные армянские купеческие кланы заложили в городе традицию благотворительной деятельности. У истоков меценатства стояла семья Тарумян, ежедневно выделявшая 500 рублей на нужды социально-незащищенных слоев населения.
В конце XIX – начале XX вв. в Шуши функционировало 570 мастерских, цехов и производственных фабрик; в частности мастерская, специализирующаяся на изготовлении музыкальных инструментов, которая вскоре переросла в фабрику.
Вид на город Шуши
Большой пласт среди городского населения занимали ремесленники – ювелиры, кузнецы, ткачи, портные, гончары, каменщики, столяры, сапожники, медники, парикмахеры и т. д.
В 1906 г. в Шуши была основана ковроткацкая фабрика. Ежегодно 120 рабочих производило 600–700 ковров, большая часть которых шла на экспорт. Исторически традиции ковроткачества было широко распространены среди женского населения и передавались из поколения в поколение.
Горожане обычно не занимались сельским хозяйством или садоводством, так как расположение на плато не благоприятствовало земледелию; многие обеспеченные шушинцы, составляющие 12% от общего числа населения, владели земельными участками за пределами города.
При всем развитии ремесленничества и промышленности в городе основным занятием тюркоязычной части Шуши и всего Карабаха по-прежнему овцеводство и коневодство. Татары продолжали вести полукочевой образ жизни, проводя зиму в низовьях Карабаха на зимних пастбищах, а весну и лето в Шуши и других гористых местностях.
Просвещение
На рубеже XIX–XX вв. экономический рост Шуши стал определяющим фактором для расцвета культурной жизни города. За короткий промежуток времени город стал одним из культурных и интеллектуальных центров Закавказья, прославился своей музыкальной и театральной жизнью, за что был назван «консерваторией» Закавказья.
Стоит отметить, что выдающие армянские писатели Мурацан и Ашот Арзуманянц; деятели искусства Акоп Гюрджян и Степан Агаджанян; композиторы Даниел Казарян, Григор Сюни и Егише Багдасарян были родом из Шуши. Также шушинцами являются ученые Лео (Аракел Бабаханян), Маргар Арустамов, Арташес Аракелян и Иван Кнунянц; военные и общественно-политические деятели Иван Лазарев, Арам Манукян, Мкртич Хандамирян, Андраник Казарян и многие другие.
Реальное училище в г. Шуши
В 1805 году в Шуши была открыта первая частная армянская школа с 35 учащимися; а в 1823 открылась и общественная школа, где подрастающее поколение шушинцев обучались армянскому, персидскому, русскому и другим языкам. За короткий срок число обучающихся общественной школы города достигло 130. К слову, тюркоязычное население Шуши открыло свою первую школу лишь в 1896 г.
В 1838 г. митрополит Багдасар открыл Армянскую епархиальную школу, значительная часть учебного плана которой была отведена на изучение естественных наук. В различные годы здесь преподавали знаменитые учителя, филологи, писатели – Петрос Шамшян, Седрак Мандинян, Перч Прошян, Газарос Агаян и Л. Абегян. В 1892 г. число обучающихся семинарии превысило 500 человек, многие из которых стали знаменитыми общественными деятелями.
Св. Богоматери (Мариамян) девичье училище
Большое внимание среди армянского населения уделялось и женскому образованию. В 1864 г. по инициативе шушинки Мариам Ахумян было открыто первое Карабахское Св. Богоматери (Мариамян) девичье училище. Высокообразованные выпускницы девичьего училища получили право преподавать в приходских школах.
Театр
Середина XIX века ознаменовывается формированием театральной традиции в Шуши. Первая постановка была представлена публике в 1848 году группой молодых шушинцев, получивших образование в России и Европе. Оживляется театральная деятельность в 60-е годы, когда при участии актеров Геворга Чмшкяна, Седрака Мандиняна и Михридата Армикяна на регулярной основе ставятся пьесы армянских и зарубежных авторов.
В 1873 году на средства шушинского мецената Мкртыча Хандамиряна строится деревянное здание городского клуба, ставшего основной площадкой для работы труппы. Знаковым для городской публики событием стал приезд блестящего актера Петроса Адамяна, выступавшего на сцене клуба на протяжении месяца.
Летний клуб в Шуши
Популярность шушинского театра росла, и со временем здание клуба перестало удовлетворять запросам аудитории. Тогда Мкртыч Хандамирян берется построить новое здание театра на свои деньги. Открытие величественного театра, расположенного по соседству с церковью Сурб Аменапркич Хазанчецоц, состоялось 7 июля 1891 года, а первым представлением стала историческая драма «Рузан» Мурацана – классика армянской литературы, уроженца Шуши.
Здание городского театра Шуши, получившего название «Театр Хандамирян», было рассчитано на 350 человек, имело удобную сцену и просторное фойе. В театре было проведено электрическое освещение, что было уникальным явлением для Закавказья тех лет.
Вид на театр Хандамиряна
С 1891 по 1905 гг. в театре Хандамиряна были представлены постановки армянских и иностранных авторов, таких как Сундукян, Ширванзаде, Паронян, Пушкин, Гоголь, Чехов, Лермонтов, Островский, Ибсен, Сервантес, Шиллер, Мольер и Гюго. Из шекспировских пьес особой популярностью пользовались «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» и «Венецианский купец».
Музыкальное искусство
Шуши неслучайно назывался консерваторией Закавказья – здесь родились и выросли и получили образование многие известные музыканты. В первые десятилетия XX века они часто гастролировали по России и Европе. Самым известным исполнителем на таре был Бала Меликян, выступавший даже перед русским царем.
В конце XIX – начале XX вв. в Шуши были организованы концерты армянской и европейской музыки. Также в городе действовал оркестр и танцевальный ансамбль.
Печать и издательское дело
В период с 1820 по 1920 гг. в Шуши функционировало пять типографий. Первая типография в городе была открыта представителями Базельской миссии евангелическо-реформатского исповедания Швейцарии в 1827 году. Уже в 1828 г. на армянском языке была издана первая книга под названием «История Святых письмен». Число книг, изданных в 1828 году на армянском языке, достигло 11 679 экземпляров, на персидском – 728, на турецком – 147.
В 1830 г. типографию купил предводитель Карабахской епархии митрополит Багдасар. Помимо религиозных произведений в типографии, ставшей второй по величине в Восточной Армении, издавалась художественная литература.
В 1881 г. в Шуши открылась типография Мирзаджана Магтеси Акобяна, в которой за 25 лет существования было издано большое количество художественной и исторической литературы, журналов и учебных пособий.
Первое периодическое издание на армянском языке – «Айкакан ашхар» («Армянский мир») – выходило с апреля 1874 г. В общей сложности, в период 1874 по 1920 год в Шуши издавалось 21 наименование газет и журналов, 19 из которых были на армянском языке, два – на русском.
XX век. Гибель «Маленького Парижа»
Начало предыдущего столетия стало предвестием последующих конфликтов между армянским и тюркоязычным населением Шуши и всего Арцаха. Первый крупный конфликт армян и татар, именуемых впоследствии азербайджанцами, разгорелся 5 августа 1905 года.
В результате многочисленных актов массового насилия погибли сотни армян, были сожжены более 200 общественных зданий и частных домовладений, что стало началом угасания армянской жизни в Шуши.
Руины центрального квартала Шуши после погромов 1905 года
Первая мировая война и революция в России, вызвавшие последующие войны и территориальные споры на Кавказе, положили конец процветанию Шуши. Решающий след в судьбе арцахского армянства оставили драматические события 1918–1920 гг – в это время Карабах становится «спорной территорией».
Спустя несколько месяцев после революции 1917 года Карабах вошел в состав Закавказской Демократической Федеративной Республики, просуществовавшей до мая 1918 года.
22–28 июля 1918 г. в Шуши был созван Первый съезд армян Нагорного Карабаха, провозгласивший регион самоуправляющейся единицей: был избран Национальный совет и сформировано правительство, правомочность которого распространилась на весь Карабах. Однако, спустя 2 месяца после этого, Шуши был разграблен турецкими войсками, которые оставались в городе до заключения 30 октября 1918 г. Мудросского перемирия, по которому Османская империя обязывалась вывести свои войска из оккупированных ею территорий Закавказья.
После ухода турецких войск в город вошли британцы, утвердившие назначение Хосров-бек Султанов генерал-губернатором Карабаха и Зангезура. В ответ на его назначение Армянский национальный совет Карабаха провел несколько заседаний, где настаивал на осуществлении права армян на самоопределение.
Ситуация обострилась, когда 3 июня 1919 г. Султанов приказал своим вооруженным формированиям окружить Шушинский уезд что, согласно «The New York Times», привело к полномасштабному истреблению «татарами более 700 христиан города». На следующий день тюркоязычное население под руководством Султанова вновь атаковало несколько армянских деревень в окрестностях Шуши, в результате чего еще около 600 армян погибли, а поселения были разрушены.
Султанов был отозван бакинскими властями, однако уже к концу июня был восстановлен в должности генерал-губернатора и с размахом продолжил усилия по обеспечению перехода региона под власть Азербайджана, чему категорически противилось местное армянское население. Утверждение статуса Карабаха как автономной единицы в составе Азербайджана было принято в ходе мирной конференции в Париже 22 августа 1919 г.
Султанов немедленно начал нарушать все положения соглашения от 22 августа, увеличивая число азербайджанских гарнизонов в Шуши и перемещая войска без одобрения Совета.
23 марта 1920 г. продолжительный период разочарования, напряженности и неудовлетворенности вылился в стихийное восстание армян против азербайджанских властей. Зверства азербайджанцев не заставили себя ждать – в течение нескольких дней были совершены дикие погромы и акты массового насилия против армян, вошедшие в историю как Шушинская резня. По результатам геноцида, осуществленного против армянского населения, к 1921 году в Шуши осталось менее 300 армян, при том, что в 1916 году армянское население города составляло более 23 тысяч.
Описания трагических событий в Шуши были опубликованы азербайджанским коммунистом Оджаггулу Мусаевым: «началось беспощадное уничтожение беззащитных женщин, детей, пожилых людей. Армян подвергли массовой резне… По приказу Хосров-бека Султанова погромы продолжались на протяжении шести дней, дома в армянском секторе были разрушены, разграблены и сожжены дотла. Резня в Шуши привела к полному уничтожению армянского сектора Шуши и почти полному истреблению армянского населения, немногие, кому удалось избежать смерти или пленения, покинули город».
Шуши как часть Советского Азербайджана
28 апреля 1920 года в Азербайджане установилась советская власть, части 11-ой Красной армии подошли к границам Арцаха. 5 июля Кавказское бюро Коммунистической партии России приняло решение о наделении Нагорного Карабаха широкой автономией в составе Азербайджана, сделав Шуши ее административным центром.
Однако, уже в 1923 году Азербайджан учредил автономию лишь на части Нагорного Карабаха, преднамеренно не включив в нее территории, соединяющие Нагорный Карабах с Армянской ССР. Новым административным центром Карабаха стало селение Вараракн, впоследствии ставшее городом Степанакертом.
Перенос административного центра из Шуши также не был случайностью. Азербайджанское руководство прекрасно осознавало, что сохранение Шуши как столицы Нагорного Карабаха неизбежно привело бы к возрождению города.
Как и в случае с Нахичеванью, на протяжении многих лет беженцам-армянам из Шуши отказывали в праве возвращаться в свои дома. К концу 1920-х годов некогда цветущий город лежал в руинах: его население уменьшилось до 3 тысяч человек – практически исключительно тюркоязычных азербайджанцев и курдов.
Надежда Мандельштам, посетившая Шуши в 1930 г., писала: «…В этом городе, когда-то, очевидно, богатом и благоустроенном, картина катастрофы и резни была до ужаса наглядной… Говорят, после резни все колодцы были забиты трупами… На улицах и в горах мы не увидели ни единой души… внизу – на базарной площади – копошилась кучка народу, но среди них ни одного армянина, только мусульмане».
Русско-греческая церковь Шуши
Армянский сектор города оставался полуразрушенным вплоть до начала 1961 г., когда правительство Азербайджана приняло решение об окончательном сносе руин армянской части города с целью уничтожения следов армянского жизни в городе. Несмотря на то, что многие постройки подлежали реконструкции, их постигла варварская участь. Жертвами вандализма стали и религиозные сооружения: в 60-е годы были снесены одна русская и три армянские церкви.
Однако с начала 1970-х Шуши получил статус города-заповедника. Конечно же, заповедной считалась только восточная, мусульманская часть города. Памятники «азербайджанской» архитектуры, к которым относились лишь три мечети и несколько жилых домов, были отреставрированы.
Освобождение Шуши
На протяжении всего советского периода армяне Карабаха были объектом притеснений со стороны Азербайджана. Несмотря на факт преобладания армянского населения в регионе, бакинские власти упорно проводили политику уничтожения объектов культурного наследия армян. С началом процесса распада Советского Союза в конце 1980-х – начале 1990-х годов вновь встал вопрос о самоопределении Нагорного Карабаха.
10 декабря 1991 года был проведен Референдум о независимости Нагорно-Карабахской Республики, по результатам которого 99,98% участвующих проголосовало за провозглашение независимой Нагорно-Карабахской Республики. Однако, азербайджанское руководство предприняло попытку лишить армян права на национальное самоопределение. Это право наш народ героически отстоял в ходе Первой Арцахской войны.
Казалось бы, армянские солдаты под предводительством генерал-майора Аркадия Тер-Тадевосяна («Командос»), сделали невозможное, освободив Шуши 9 мая 1992 года. Легендарная операция «Свадьба в горах» стала поворотным моментом Арцахской войны и предзнаменованием освобождения Арцаха.
После освобождения Арцаха в 1994 году город был восстановлен. Административные сооружения, религиозные святыни, общественные, духовные и иные здания словно восстали из пепла, в городе вновь проснулась жизнь. Шуши, ставший символом несокрушимости армян, вновь вернулся на путь становления одним из крупнейших культурных центров Закавказья.
Шуши сегодня
9 ноября 2020 года наша жизнь на мгновение остановилась. Шуши вновь оказался в руках тех, кто забыл, что является гостем на армянской земле.
Только за прошлое столетие Шуши подвергался огню 5 раз. Горел, но выстоял. Как выстоял и наш народ, не сломленный и не покоренный. Враг, отчаянно пытающийся сжечь армянский след в Арцахе, Гандзаке, Нахиджеване, Баку и других городах, так и не усвоил один урок – наше национальное самосознание не горит. Мы были, есть и всегда будем нацией, способной поднять из руин то, что принадлежит нам по историческому праву. Настанет день, когда армянский дух в Шуши, как и во всем Арцахе, восстанет из пепла вновь.
Артур Авагимян