История, Культура, Новости

Сергей Маркосьянц: От бойца-автоматчика до главы Союза писателей Кубани

Сергей Маркосьянц

Сергей Артемович Маркосьянц (08.06.1925 – 03.01.1977) – один из тех писателей, которые, подобно фронтовикам Ремарку и Хеммингуэю, вкладывают все свои переживания, связанные с ужасами военных лет, в литературное творчество. Будущий писатель, журналист и редактор родился 8 июня 1925 года в небольшом городке Миллерово Ростовской области, однако молодые годы провёл на Кубани, в станице Кущевской.

В 1942 году, ещё будучи школьником, Сергей Маркосьянц встал в ряды защитников Отечества от фашистской угрозы и с боями дошёл до самого Берлина. От рядового бойца-автоматчика упорный солдат дорос до офицера и командира стрелкового взвода и роты, также был комсоргом батальона. Участвовал в боях на Южном, 1-м, 3-м и 4-м Украинских и 1-м Белорусском фронтах. Был награжден орденами Славы III ст., Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги».

Война отразилась на всей последующей жизни писателя, став центральной темой его творчества. Тонкий интерпретатор событий, он никогда не опускался в своих произведениях до популизма, не подрисовывал геройских плащей солдатам и медсестрам Второй мировой. Избежав кровавого натурализма, Маркосьянц безапелляционно вкладывает смертоносную лапу войны в неподготовленные ладони миллионов бывших учителей, врачей и рабочих, сделав их невольными партнёрами смерти на долгие годы борьбы с захватчиками.

Послевоенные студенческие годы Маркосьянца были ознаменованы пробуждающимся интересом к литературному искусству. Работая журналистом в краевых газетах «Советская Кубань» и «Комсомолец Кубани», он параллельно заканчивал заочное отделение журналистики в МГУ им. Ломоносова. В этот период, в 1956 г. была опубликована первая его повесть «Вдали от границы». За высокие заслуги перед Отечеством и правдивый облик трагических событий войны, С. А. Маркосьянц был удостоен членства в Союзе журналистов СССР, впоследствии став редактором литературно-художественного альманаха «Кубань». С 1974 года до конца своей жизни возглавлял Краснодарскую краевую писательскую организацию, избирался членом правления Союза писателей РСФСР. Впоследствии, ценные рукописи, документы и фотографии Сергея Маркосьянца были переданы на хранение семьёй писателя в музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына в Краснодаре. В музейной коллекции также находятся знаковые романы прозаика эпохи: «Пехота, не пыли», «Мы – солдаты», «До свидания, лейтенант!», и другие.

Сергей Маркосьянц

«С. Маркосьянц создает для читателей своего рода эффект присутствия. Читатель, – предположим и такого, – привыкший к смягченным, сглаженным произведениям о войне, проделает ту эволюцию, которая произошла с медсестрой Таней, попавшей в первый бой: «Раньше она была в положении человека, который смотрит на аккуратную белую повязку и, не видя скрытой под бинтом раны, не думает о боли, и если думает, то имеет о ней весьма смутное представление. Бой сорвал эту повязку. Под нею открылось изорванное в клочья воспаленное человеческое тело».
«Изорванное в клочья» – это не штамп речи, это следует понимать буквально. Война крушит тело человека.

– Довольно! – вскричит читатель. – А нет ли другой тональности сцен? – Пожалуйста. Но любая идиллия грозит обернуться противоположностью. Вот солдаты швыряют в близкую немецкую траншею яблоки (яблоки оказались в нашем расположении). Голос, совсем близкий и «буднично человеческий», просит еще: Иван, апфель! Апфель! И тогда в солдат противника, собравшихся на яблоневую подкормку, летят гранаты. Предмет идиллический, символизирующий окультуренную человеком природу – яблоко, – превращается в предмет войны – рвущуюся металлическую смерть» – этот яркий отзыв принадлежит советскому поэту, журналисту и рецензисту Сергею Чудакову, чьё творчество было по достоинству оценено в своё время Иосифом Бродским и Александром Гинзбургом.

Война Маркосьянца лишена патетики и романтизации отдельных эпизодов. Писатель филигранно играет контрастами, создавая выпуклое и осязаемое изображение той настоящей, общечеловеческой трагедии, о которой не каждый осмелится говорить вслух. В ней нет отдельных героев и яростных защитников родины. Ведь каждый, кто поднимал оружие против фашистского режима, пусть и держа его некрепкой, дрожащей от голода и усталости рукой, был достоин звания истинного человека.

Подготовила Амалия Тавадьян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *