Международный день грамотности (International Literacy Day), отмечаемый 8 сентября — один из международных праздников в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», с целью напомнить о важности грамотности в жизни людей и общества и о необходимости укрепления усилий по ее распространению.
Грамотность — один из базовых показателей социально-культурного развития населения, показывающий степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Несмотря на то, что историография говорит о создании армянской письменности Месропом Маштоцем в пятом веке нашей эры, различные факты говорят о том, что основы грамотности и образование в Армении имеют многотысячелетнюю историю, начавшуюся задолго до принятия страной Христианства в качестве государственной религии.
Прежде всего, внимания заслуживает факт наличия в армянском дохристианском пантеоне богов, такого божества, как Тир – бог письменности, мудрости, знаний, покровитель наук и искусств, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы. Храм бога Тира в древней Армении находился между городами Вагаршапат (Эчмиадзин) и Арташат, и был местопребыванием жрецов, толковавших сны, обучавших наукам и искусствам. Как у народа, не имевшего письменности, мог появиться бог письменности? По всей видимости, и к этому склоняются многие историки, домаштоцевская армянская письменность все же существовала, но пользовались ею лишь жрецы, оберегавшие свои тайные знания от непосвященных.
писец бога Арамазда, прорицатель судьбы. Развалины святилища на горе Немрут.
Важно также отметить, что образование в дохристианской Армении было приватным: обучались в отдельных нахарарских семьях или в военных и политико-административных кругах и, естественно, в жреческой среде. Образование, скорее всего, было под влиянием эллинизма, однако Армению нельзя назвать классическим эллинистическим государством. В отличие от последних, в Армении на властных должностях не было греческой элиты и греки никогда не контролировали страну напрямую. Потому национальный контекст образования в Армении был шире.
Образование в Армении массово «пошло в народ» после христианизации страны. Как пишет историк Агатангелос, по приказу царя Трдата, из разных провинций страны были собраны дети для их обучения в христианских школах. Дети были, в основном, из бедных крестьянских семей. Но особое внимание уделялось детям из жреческого класса: одна их часть учила сирийскую литературу, другая — греческую. Финансирование школ легло на плечи государства. Однако, система таких школ, разбросанных по разным частям страны, не могла удовлетворить требованию об образованности всего населения, ведь крайне тяжело было учиться чужим языкам и литературе.
Проблему смогли решить только Месроп Маштоц и Саак Партев, которые стремились сделать школы национальными с преподаванием на родном языке. Именно с возрождением армянского алфавита (возможно, на основе дохристианского армянского письма) удалось не только облегчить само образование, но и перевести Библию на армянский язык. Только после этого фундамент христианства закрепился в Армении окончательно, как и сама национальная идентичность, чьей опорой стал армянский алфавит.
Большую роль в системе национального образования в Армении играли и высшие школы. Первую высшую школу в стране также основали Месроп Маштоц и Саак Партев. Это была Вагаршапатская семинария, которая просуществовала чуть больше ста лет и в 510 году перестала действовать. Вновь она открылась уже в XV веке, а в 1870-ом переродилась в современную семинарию «Геворгян».
Не менее важным и, возможно, самым известным университетом в средневековой Армении считался Гладзорский университет. Он был открыт в 1282 году в монастыре Танаат. За своё недолгое существование (всего 56 лет), университет стал научным центром всей страны. Обучение в Гладзорском университете длилось 7-8 лет, особый упор делали на философию и богослужение. Также преподавали три «светские» науки – грамматику, риторику и логику. «Для учебы необходимы четыре вещи – нужно, чтобы учителя были бы одержимы желанием обучать, причем без жадности и тщеславия; во-вторых, нужна горячая любовь; в-третьих, мир; в-четвертых, нужны места пустынные и тихие», — писал ректор университета Нерсес Мшеци. К сожалению, университет закрылся из-за политического и экономического упадка страны в тот момент.
Татевский университет — крупнейший в средневековой Армении. Его основал армянский философ, политический и церковный деятель Ованес Воротнеци в Татевском монастыре в 1373 году. В университете было три направления: философско-богословское, каллиграфии и миниатюры, музыки. На базе направлений также преподавали грамматику, физику, математику и астрономию, родную речь, литературу, историю и архитектуру. В 1435 году университет был сожжен при нападении Шахруха на обитель.
В начале XIX века образование армянского населения в Восточной Армении было в руках церкви. Армяне также основывали университеты на территории России. Первым подобным учебным заведением стала школа имени Агабобова в Астрахани, основанная в 1810 году. Училище ставило цель дать образование беднейшим армянским детям. А в 1815 г. в Москве открыли Московский армянский господ Лазаревых институт (Лазаревский институт восточных языков), который в 1927 г. вошёл в состав Московского Института Востоковедения. Первоначальное название учебного заведения — «Армянское Лазаревых училище». Сейчас в первом здании института, находится посольство Республики Армения в России.
В современной Армении на сегодняшний день существует около шестидесяти высших учебных заведений. В основном все они находятся в Ереване, но есть также в Гюмри, Ванадзоре и Горисе. Действуют и филиалы зарубежных ВУЗов, востребованные в стране.
Высшее образование в Армении очень ценится и стоит дорого, бюджетных мест не так много, к сожалению, многие семьи вынуждены брать кредиты на образование для своих детей. В Армению также приезжают учиться из других стран: Россия, Грузия, Сирия, Ливан, Индия и т.д. Обучение ведётся на армянском, английском и русском языках.
Наиболее востребованный и престижный ВУЗ в Армении – Ереванский Государственный Университет (ЕГУ). Сейчас ЕГУ самый старый действующий университет в стране. Его основали в 1919 году. ЕГУ окончили многие политические деятели Армении и СССР.
В 1930 году на базе медицинского факультета ЕГУ был основан Ереванский Государственный Медицинский университет. Во время Великой Отечественной Войны многие студенты и профессора из Краснодарского мединститута были эвакуированы в ЕГМУ. Известные в России врачи Лео Бокерия и Леонид Рошаль начали свой путь в медицине в Ереванском мединституте.
Армяне всегда стремился к знаниям. Не случайно среди республик СССР самый высокий процент людей с высшим образованием был именно в Армянской ССР. Экономические и военно-политические проблемы, возникшие в постсоветские годы у независимой Армении, наложили свой отпечаток и на систему образования в стране. Хочется надеяться, что армянский народ найдет в себе силы переломить ситуацию и вернуть себе славу регионального научного и образовательного центра.
Стефания Саркисова