Международный день грамотности (International Literacy Day), отмечаемый 8 сентября — один из международных праздников в системе Организации Объединенных Наций. Он был учрежден ЮНЕСКО в 1966 году по рекомендации «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», с целью напомнить о важности грамотности в жизни людей и общества и о необходимости укрепления усилий по ее распространению.
Грамотность — один из базовых показателей социально-культурного развития населения, показывающий степень владения человеком навыками чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Несмотря на то, что историография говорит о создании армянской письменности Месропом Маштоцем в пятом веке нашей эры, различные факты говорят о том, что основы грамотности и образование в Армении имеют многотысячелетнюю историю, начавшуюся задолго до принятия страной Христианства в качестве государственной религии.
Прежде всего, внимания заслуживает факт наличия в армянском дохристианском пантеоне богов, такого божества, как Тир – бог письменности, мудрости, знаний, покровитель наук и искусств, писец бога Арамазда, прорицатель судьбы. Храм бога Тира в древней Армении находился между городами Вагаршапат (Эчмиадзин) и Арташат, и был местопребыванием жрецов, толковавших сны, обучавших наукам и искусствам. Как у народа, не имевшего письменности, мог появиться бог письменности? По всей видимости, и к этому склоняются многие историки, домаштоцевская армянская письменность все же существовала, но пользовались ею лишь жрецы, оберегавшие свои тайные знания от непосвященных.
Важно также отметить, что образование в дохристианской Армении было приватным: обучались в отдельных нахарарских семьях или в военных и политико-административных кругах и, естественно, в жреческой среде. Образование, скорее всего, было под влиянием эллинизма, однако Армению нельзя назвать классическим эллинистическим государством. В отличие от последних, в Армении на властных должностях не было греческой элиты и греки никогда не контролировали страну напрямую. Потому национальный контекст образования в Армении был шире.
Образование в Армении массово «пошло в народ» после христианизации страны. Как пишет историк Агатангелос, по приказу царя Трдата, из разных провинций страны были собраны дети для их обучения в христианских школах. Дети были, в основном, из бедных крестьянских семей. Но особое внимание уделялось детям из жреческого класса: одна их часть учила сирийскую литературу, другая – греческую. Финансирование школ легло на плечи государства. Однако, система таких школ, разбросанных по разным частям страны, не могла удовлетворить требованию об образованности всего населения, ведь крайне тяжело было учиться чужим языкам и литературе.
Проблему смогли решить только Месроп Маштоц и Саак Партев, которые стремились сделать школы национальными с преподаванием на родном языке. Именно с возрождением армянского алфавита (возможно, на основе дохристианского армянского письма) удалось не только облегчить само образование, но и перевести Библию на армянский язык. Только после этого фундамент христианства закрепился в Армении окончательно, как и сама национальная идентичность, чьей опорой стал армянский алфавит.
Большую роль в системе национального образования в Армении играли и высшие школы. Первую высшую школу в стране также основали Месроп Маштоц и Саак Партев. Это была Вагаршапатская семинария, которая просуществовала чуть больше ста лет и в 510 году перестала действовать. Вновь она открылась уже в XV веке, а в 1870-ом переродилась в современную семинарию «Геворгян».
Не менее важным и, возможно, самым известным университетом в средневековой Армении считался Гладзорский университет. Он был открыт в 1282 году в монастыре Танаат. За своё недолгое существование (всего 56 лет), университет стал научным центром всей страны. Обучение в Гладзорском университете длилось 7-8 лет, особый упор делали на философию и богослужение. Также преподавали три «светские» науки – грамматику, риторику и логику. «Для учебы необходимы четыре вещи – нужно, чтобы учителя были бы одержимы желанием обучать, причем без жадности и тщеславия; во-вторых, нужна горячая любовь; в-третьих, мир; в-четвертых, нужны места пустынные и тихие», – писал ректор университета Нерсес Мшеци. К сожалению, университет закрылся из-за политического и экономического упадка страны в тот момент.
Татевский университет – крупнейший в средневековой Армении. Его основал армянский философ, политический и церковный деятель Ованес Воротнеци в Татевском монастыре в 1373 году. В университете было три направления: философско-богословское, каллиграфии и миниатюры, музыки. На базе направлений также преподавали грамматику, физику, математику и астрономию, родную речь, литературу, историю и архитектуру. В 1435 году университет был сожжен при нападении Шахруха на обитель.
В начале XIX века образование армянского населения в Восточной Армении было в руках церкви. Армяне также основывали университеты на территории России. Первым подобным учебным заведением стала школа имени Агабобова в Астрахани, основанная в 1810 году. Училище ставило цель дать образование беднейшим армянским детям. А в 1815 г. в Москве открыли Московский армянский господ Лазаревых институт (Лазаревский институт восточных языков), который в 1927 г. вошёл в состав Московского Института Востоковедения. Первоначальное название учебного заведения — «Армянское Лазаревых училище». Сейчас в первом здании института, находится посольство Республики Армения в России.
В современной Армении на сегодняшний день существует около шестидесяти высших учебных заведений. В основном все они находятся в Ереване, но есть также в Гюмри, Ванадзоре и Горисе. Действуют и филиалы зарубежных ВУЗов, востребованные в стране.
Высшее образование в Армении очень ценится и стоит дорого, бюджетных мест не так много, к сожалению, многие семьи вынуждены брать кредиты на образование для своих детей. В Армению также приезжают учиться из других стран: Россия, Грузия, Сирия, Ливан, Индия и т.д. Обучение ведётся на армянском, английском и русском языках.
Наиболее востребованный и престижный ВУЗ в Армении – Ереванский Государственный Университет (ЕГУ). Сейчас ЕГУ самый старый действующий университет в стране. Его основали в 1919 году. ЕГУ окончили многие политические деятели Армении и СССР.
В 1930 году на базе медицинского факультета ЕГУ был основан Ереванский Государственный Медицинский университет. Во время Великой Отечественной Войны многие студенты и профессора из Краснодарского мединститута были эвакуированы в ЕГМУ. Известные в России врачи Лео Бокерия и Леонид Рошаль начали свой путь в медицине в Ереванском мединституте.
Армяне всегда стремился к знаниям. Не случайно среди республик СССР самый высокий процент людей с высшим образованием был именно в Армянской ССР. Экономические и военно-политические проблемы, возникшие в постсоветские годы у независимой Армении, наложили свой отпечаток и на систему образования в стране. Хочется надеяться, что армянский народ найдет в себе силы переломить ситуацию и вернуть себе славу регионального научного и образовательного центра.
Стефания Саркисова