Новости

Образцовый создатель боевых самолетов

Артём Микоян

5 августа исполнилось 116 лет со дня рождения советского авиаконструктора и создателя марки самолётов «МиГ» Артёма (Анушавана) Микояна. Жизненный путь этого человека является примером того, как трудолюбие и преданность своему делу может влиять в перспективе на исторические события. Боевые истребители МиГ-1 и МиГ-3, спроектированные Микояном, принимали участие в Великой Отечественной войне, а МиГ-19, выпущенный в 1954 году стал первым отечественным истребителем, превысившим скорость звука. Лицензии на выпуск этого самолёта были также переданы в Чехословакию и Китай.

Анушаван Микоян родился в бедной крестьянской семье горного селения Санаин Борчалинского уезда Тифлисской губернии. В 13 лет он потерял отца, после чего мать распорядилась отправить мальчика в Тифлис к двоюродной сестре. Впервые Микоян проявил себя, организовав в 1921 году комсомольскую ячейку в родном Санаине.

Путь становления известного авиаконструктора проходил в тяжёлой работе на заводе, совмещённой с учёбой в школе ФЗУ Ростова-на-Дону. Жизнь в новом незнакомом городе была не так плоха, ведь он делил её со своим родным братом Анастасом Микояном, будущим государственным деятелем и революционером. В 1925 году Микоян становится членом партии РКП(б), после чего переезжает в Москву и устраивается на работу токарем в «Динамо». Зачисление в ряды Рабоче-крестьянской красной армии, служба в городе Ливны, работа секретарём парткома на московском заводе «Компрессор» – всё это предшествовало переломному событию в судьбе Артёма Микояна. В 1931 году ему выпала честь отправиться на учёбу в числе парттысячников в Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского.

Артём Микоян

Первый самолёт Микояна – легкий «Октябрёнок» получил положительные отзывы Центрального аэроклуба. Уже через пару лет он смог защитить дипломный проект и удостоился звания военного инженера-механика ВВС РККА.

Окончив академию, Микоян занял пост военного представителя на Государственный авиазавод №1. Карьера его стремительно росла, и уже 8 декабря 1939 года он становится начальником КБ-1 и заместителем главного конструктора ГАЗ №1. Это событие является началом упорной работы над проектом истребителей МиГ (от Микоян и Гуревич, его заместитель). Только за годы войны было создано множество улучшенных модификаций истребителя МиГ-3, с высокими летными характеристиками и мощным мотором. Дальнейшая судьба самолётов складывалась как нельзя удачно: за время существования СССР МиГ-и были множество раз усовершенствованы, чем привлекали западных покупателей, в частности Польшу, Китай и Чехословакию.

Артём Микоян

После смерти Микояна в 1970 году, Московскому машиностроительному заводу «Зенит» было присвоено его имя. Одаренного авиаконструктора высоко ценили и при жизни. 8 сентября 1941 года Микоян в статусе главного конструктора был награждён орденом Красной Звезды «За образцовое выполнение заданий Правительства по выпуску боевых самолётов».

Артём Микоян
Могила и памятник Микояну на Новодевичьем кладбище в Москве

Микоян успел побывать Членом ВКП(б), депутатом ВС СССР 3-8 созывов и главой ОКБ-155. У него есть также звание Генерала-полковника инженерно-технической службы и Академика Академии наук СССР. Артём Микоян дважды Герой Социалистического Труда.

Подготовила Амалия Тавадьян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *