Культура, Новости

Комитас Вардапет — начало, не имеющее конца

Комитас

Международный день музыки, отмечаемый ежегодно 1 октября, начиная с 1975 года, был учрежден по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. На протяжении тысячелетий музыка являлась неотъемлемой частью быта и самовыражения людей, основной составляющей их традиций, культуры и просто ежедневной рутины. С ее помощью человек смог выразить свои эмоции, вложить в произведение душу. Международный день музыки – прекрасная возможность обратить внимание общественности на необходимость сохранения культурного наследия в максимально аутентичном виде и передачи его последующим поколениям.

Вы­даю­щую­ся роль в фор­ми­ро­ва­нии но­вой армянской му­зы­ки сыграл Комитас, ставший ос­но­во­по­лож­ни­ком армянской на­учной музыкальной фольк­ло­ри­сти­ки. Его музыкальные со­чи­не­ния от­ра­зи­ли кар­ти­ну жиз­ни армянского на­ро­да, от­кры­ли но­вые пу­ти творческого ис­поль­зо­ва­ния национального фольк­ло­ра. Мас­тер хо­ро­во­го мно­го­го­ло­сия, Комитас соз­дал на фольк­лор­ной ос­нове ряд хо­ров без со­про­во­ж­де­ния. Бла­го­да­ря тру­дам Комитаса, мно­го­го­ло­сие про­ник­ло в армянское бо­го­слу­же­ние – в Ар­мян­ской Апо­столь­ской Церк­ви ис­пол­ня­ет­ся соз­дан­ный им Па­та­раг (ли­тур­гия).

Комитас

Великий армянский музыковед, фольклорист, композитор и хоровой дирижёр, об­щественный дея­тель и пе­да­гог, архимандрит Армянской Апостольской Церкви Согомон Согомонян, известный как Комитас Вардапет, родился 26 сентября 1869 года в городе Кутина (Кютахья) Османской Империи в музыкальной семье Геворка Согомоняна и Тагуи Ованнисян. Его родители были одаренными певцами и композиторами, которыми восхищался весь город. Когда Согомону не было и года, он потерял мать, к 11 годам мальчик осиротел полностью, лишившись и отца.

В 1881 году священник Кутины Геворк Дерцакян взял с собой в Эчмиадзин юного 12-летнего Согомона. По просьбе Католикоса Геворка IV, он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту, для обучения в Эчмиадзинской духовной семинарии. Согомон, из-за запрета властей на армянскую речь в родном городе, мог изъясняться только на турецком. Известны его слова, обращённые к Католикосу Геворку IV: «Я не говорю по-армянски, если хотите – спою». Благодаря исключительным способностям и упорному каждодневному труду, Согомон за короткое время овладевает армянским языком.

Годы обучения в семинарии Согомон тратил на методичные поиски и анализ армянской народной и духовной музыки. Осваивая новую армянскую систему нотописания, разработанную Амбарцумом Лимонджяном в Константинополе в начале XIX века, Комитас в будущем стал делать свои записи, пользуясь именно этой новой системой.

В 1890 году Согомон посвящается в сан монаха, и через 3 года завершает обучение в семинарии. С принятием сана священника и имени Комитаса – католикоса, выдающегося поэта VII века, автора шараканов, он назначается учителем музыки в своей семинарии. За время пребывания в Эчмиадзине деятельный Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, обрабатывает народные песни и пишет свои первые исследования об армянской церковной музыке.

В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита и уезжает в Тифлис. Там он знакомится с композитором Макаром Екмаляном и берёт у него уроки гармонии.

Комитас

Яркая страница истории становления Комитаса начинается в Берлине. По протекции католикоса и, благодаря материальной поддержке крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна, он поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями музыкой, Комитас также посещает лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки в императорском университете Берлина. Комитас успевал не только получать, но и отдавать накопленные годами знания о фольклорной музыке. По приглашению Международного Музыкального общества он провел лекции, посвященные армянской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой. Доказывая множеством примеров, в том числе исполняя народные песни сольно, Комитас раскрывал истинную армянскую мелодику, непохожую на восточную и имевшую свои отличительные черты.

В сентябре 1899 года Комитас возвращается в Эчмиадзин. Он в корне меняет систему преподавания музыки в семинарии, создает небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора.

1904-1914 годы являются самыми плодотворными в жизни Комитаса. В течение этих лет он путешествовал по деревням Восточной и Западной Армении (ныне оккупирована турками), наблюдая и слушая местных жителей, и записал более 4000 крестьянских песен. Большая их часть была потеряна во время Геноцида армян. Из всех записанных им песен после событий сохранилось и дошло до наших дней лишь 1500 произведений. Одна из самых серьёзных и величайших работ композитора, которая могла бы сделать прорыв в музыкальном мире – расшифровка армянских нотных знаков – хазов, была утеряна в годы геноцида, находясь на стадии своего завершения.

Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Его обуревала мечта создать музыкальный эпос «Сасна црер», он продолжал работу над оперой «Ануш», начатую еще в 1904 году.

1 декабря 1907 года Комитас дал один из своих первых концертов, организованных Армянским обществом Парижа, где он представил армянскую музыку и нотацию французскому музыкальному миру. Концерт был описан в журнале «Le Mercure Musicale», а вскоре после этого он начал получать множество приглашений выступить из Европы и Малой Азии. В Берлине Комитас стал одним из основателей Международного музыкального общества, в рамках деятельности которого он читал лекцию «Армянская священная и светская музыка» в берлинской консерватории Клиндворта — Шарвенки. После этого Комитас был приглашен представить свой доклад в парижский научный центр — Практическую школу высших исследований. Известно, как после одного из его концертов, выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!».

В период 1-й мировой войны правительство младотурок начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению армянского народа – начался Геноцид армян, унесший два миллиона жизней. В числе выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. Благодаря вмешательству влиятельных личностей Комитас был возвращён в Константинополь, но пережитый кошмар оставил глубокий след в его душе.

Комитас

В 1916 году Комитаса поместили в психиатрическую клинику. На выздоровление не было уже никаких надежд. Гений армянской музыки нашёл своё последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.

22 октября 1935 года Комитас скончался. В 1936 году его прах был перевезён в Армению и предан земле в Ереване, где покоится в Пантеоне деятелей культуры.

По словам Католикоса Всех Армян Вазгена Первого: «Армянский народ в песне Комитаса нашёл и узнал свою душу, своё духовное «я». Комитас Вардапет — начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда».

Армянский народ свято хранит память о своем великом соотечественнике. Памятники Комитасу установлены во многих городах Армении, а также в Диаспоре: Санкт-Петербург (Россия), Квебек (Канада), Детройт (США), Париж (Франция) и т.д. В честь Комитаса названа центральная площадь в Эчмиадзине, проспект в Ереване, сквер в Париже. В столице Армении действует Музей-институт Комитаса, его именем названа Ереванская государственная консерватория и один из лучших концертных залов города. Жизни и трагической судьбе композитора посвящена поэма Паруйра Севака «Несмолкающая колокольня», стихотворение Арсения Тарковского «Комитас», поэма-рапсодия Григора Ахиняна «Комитас», художественный фильм Дона Аскаряна «Комитас», документальный фильм Дэвида Роберта Дэраниана «Music to Madness: The Story of Komitas». В СССР и Армении Комитасу были посвящены почтовые марки, портрет гения армянской музыки изображен на банкноте номиналом в 10 000 армянских драм.

Подготовила Амалия Тавадьян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *