Международный день музыки, отмечаемый ежегодно 1 октября, начиная с 1975 года, был учрежден по инициативе Международного музыкального совета при ЮНЕСКО. На протяжении тысячелетий музыка являлась неотъемлемой частью быта и самовыражения людей, основной составляющей их традиций, культуры и просто ежедневной рутины. С ее помощью человек смог выразить свои эмоции, вложить в произведение душу. Международный день музыки – прекрасная возможность обратить внимание общественности на необходимость сохранения культурного наследия в максимально аутентичном виде и передачи его последующим поколениям.
Выдающуюся роль в формировании новой армянской музыки сыграл Комитас, ставший основоположником армянской научной музыкальной фольклористики. Его музыкальные сочинения отразили картину жизни армянского народа, открыли новые пути творческого использования национального фольклора. Мастер хорового многоголосия, Комитас создал на фольклорной основе ряд хоров без сопровождения. Благодаря трудам Комитаса, многоголосие проникло в армянское богослужение – в Армянской Апостольской Церкви исполняется созданный им Патараг (литургия).
Великий армянский музыковед, фольклорист, композитор и хоровой дирижёр, общественный деятель и педагог, архимандрит Армянской Апостольской Церкви Согомон Согомонян, известный как Комитас Вардапет, родился 26 сентября 1869 года в городе Кутина (Кютахья) Османской Империи в музыкальной семье Геворка Согомоняна и Тагуи Ованнисян. Его родители были одаренными певцами и композиторами, которыми восхищался весь город. Когда Согомону не было и года, он потерял мать, к 11 годам мальчик осиротел полностью, лишившись и отца.
В 1881 году священник Кутины Геворк Дерцакян взял с собой в Эчмиадзин юного 12-летнего Согомона. По просьбе Католикоса Геворка IV, он должен был привезти с собой голосистого мальчика-сироту, для обучения в Эчмиадзинской духовной семинарии. Согомон, из-за запрета властей на армянскую речь в родном городе, мог изъясняться только на турецком. Известны его слова, обращённые к Католикосу Геворку IV: «Я не говорю по-армянски, если хотите – спою». Благодаря исключительным способностям и упорному каждодневному труду, Согомон за короткое время овладевает армянским языком.
Годы обучения в семинарии Согомон тратил на методичные поиски и анализ армянской народной и духовной музыки. Осваивая новую армянскую систему нотописания, разработанную Амбарцумом Лимонджяном в Константинополе в начале XIX века, Комитас в будущем стал делать свои записи, пользуясь именно этой новой системой.
В 1890 году Согомон посвящается в сан монаха, и через 3 года завершает обучение в семинарии. С принятием сана священника и имени Комитаса – католикоса, выдающегося поэта VII века, автора шараканов, он назначается учителем музыки в своей семинарии. За время пребывания в Эчмиадзине деятельный Комитас создает хор, оркестр народных инструментов, обрабатывает народные песни и пишет свои первые исследования об армянской церковной музыке.
В 1895 году Комитас принимает духовный сан архимандрита и уезжает в Тифлис. Там он знакомится с композитором Макаром Екмаляном и берёт у него уроки гармонии.
Яркая страница истории становления Комитаса начинается в Берлине. По протекции католикоса и, благодаря материальной поддержке крупнейшего армянского нефтяного магната Александра Манташяна, он поступает в частную консерваторию профессора Рихарда Шмидта. Параллельно с занятиями музыкой, Комитас также посещает лекции по философии, эстетике, общей истории и истории музыки в императорском университете Берлина. Комитас успевал не только получать, но и отдавать накопленные годами знания о фольклорной музыке. По приглашению Международного Музыкального общества он провел лекции, посвященные армянской церковной и светской музыке в сравнении с турецкой, арабской и курдской музыкой. Доказывая множеством примеров, в том числе исполняя народные песни сольно, Комитас раскрывал истинную армянскую мелодику, непохожую на восточную и имевшую свои отличительные черты.
В сентябре 1899 года Комитас возвращается в Эчмиадзин. Он в корне меняет систему преподавания музыки в семинарии, создает небольшой оркестр, доводит до совершенства исполнительский уровень хора.
1904-1914 годы являются самыми плодотворными в жизни Комитаса. В течение этих лет он путешествовал по деревням Восточной и Западной Армении (ныне оккупирована турками), наблюдая и слушая местных жителей, и записал более 4000 крестьянских песен. Большая их часть была потеряна во время Геноцида армян. Из всех записанных им песен после событий сохранилось и дошло до наших дней лишь 1500 произведений. Одна из самых серьёзных и величайших работ композитора, которая могла бы сделать прорыв в музыкальном мире – расшифровка армянских нотных знаков – хазов, была утеряна в годы геноцида, находясь на стадии своего завершения.
Комитас в разных странах мира выступал как исполнитель и пропагандист армянской музыки. Его обуревала мечта создать музыкальный эпос «Сасна црер», он продолжал работу над оперой «Ануш», начатую еще в 1904 году.
1 декабря 1907 года Комитас дал один из своих первых концертов, организованных Армянским обществом Парижа, где он представил армянскую музыку и нотацию французскому музыкальному миру. Концерт был описан в журнале «Le Mercure Musicale», а вскоре после этого он начал получать множество приглашений выступить из Европы и Малой Азии. В Берлине Комитас стал одним из основателей Международного музыкального общества, в рамках деятельности которого он читал лекцию «Армянская священная и светская музыка» в берлинской консерватории Клиндворта — Шарвенки. После этого Комитас был приглашен представить свой доклад в парижский научный центр — Практическую школу высших исследований. Известно, как после одного из его концертов, выдающийся французский композитор Клод Дебюсси взволновано воскликнул: «Гениальный отец Комитас! Преклоняюсь перед Вашим музыкальным гением!».
В период 1-й мировой войны правительство младотурок начало осуществлять свою программу по жестокому и бесчеловечному уничтожению армянского народа – начался Геноцид армян, унесший два миллиона жизней. В числе выдающихся армянских писателей, публицистов, врачей, юристов был арестован и Комитас. После ареста, сопровождаемого насилием, он был сослан вглубь Анатолии, где стал свидетелем зверского уничтожения светлых умов нации. Благодаря вмешательству влиятельных личностей Комитас был возвращён в Константинополь, но пережитый кошмар оставил глубокий след в его душе.
В 1916 году Комитаса поместили в психиатрическую клинику. На выздоровление не было уже никаких надежд. Гений армянской музыки нашёл своё последнее пристанище под Парижем, в лечебнице городка Вильжюиф, проведя там почти 20 лет.
22 октября 1935 года Комитас скончался. В 1936 году его прах был перевезён в Армению и предан земле в Ереване, где покоится в Пантеоне деятелей культуры.
По словам Католикоса Всех Армян Вазгена Первого: «Армянский народ в песне Комитаса нашёл и узнал свою душу, своё духовное «я». Комитас Вардапет — начало, не имеющее конца. Он должен жить армянским народом, и народ должен жить им, отныне и навсегда».
Армянский народ свято хранит память о своем великом соотечественнике. Памятники Комитасу установлены во многих городах Армении, а также в Диаспоре: Санкт-Петербург (Россия), Квебек (Канада), Детройт (США), Париж (Франция) и т.д. В честь Комитаса названа центральная площадь в Эчмиадзине, проспект в Ереване, сквер в Париже. В столице Армении действует Музей-институт Комитаса, его именем названа Ереванская государственная консерватория и один из лучших концертных залов города. Жизни и трагической судьбе композитора посвящена поэма Паруйра Севака «Несмолкающая колокольня», стихотворение Арсения Тарковского «Комитас», поэма-рапсодия Григора Ахиняна «Комитас», художественный фильм Дона Аскаряна «Комитас», документальный фильм Дэвида Роберта Дэраниана «Music to Madness: The Story of Komitas». В СССР и Армении Комитасу были посвящены почтовые марки, портрет гения армянской музыки изображен на банкноте номиналом в 10 000 армянских драм.
Подготовила Амалия Тавадьян