Присоединиться к САР
Заполните заявку и наш менеджер ответит вам в кратчайшие сроки
Несколько дней назад армянская община Краснодарского края, как и их соотечественники по всеми миру, почтила память жертв геноцида армян в османской Турции 1915-1922 гг., 110-я годовщина которого отмечается в этом году. Памятные мероприятия прошли по всем районам Кубани, где действуют местные отделения Союза армян России. Центральное мероприятие было проведено в Новороссийске – городе, который одним из первых на Кубани принял тысячи беженцев, спасшихся от турецкого ятагана и искавших убежища. Об этой трагической странице в истории армянского народа и о прошедших на Кубани памятных мероприятиях мы поговорили с председателем Регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз армян России» Краснодарского края Камо Айрапетяном.
— Камо Дикранович, 24 апреля армяне всего мира отмечают День памяти жертв геноцида в османской Турции. Вы, как руководитель краевой армянской организации, ежегодно в этот день посещаете мероприятия, проводимые в одном из местных отделений организации. Почему в этом году выбор пал на Новороссийск?
— Новороссийск занимает особое место в истории армянской общины Кубани, начиная еще со своего основания. Как известно, одним из отцов-основателей города является российский адмирал армянского происхождения Лазарь Серебряков (Казар Арцатагорцян). Именно при Серебрякове Новороссийск из военного лагеря превратился в значимый порт и стратегически важный центр на побережье Чёрного моря. И вот, почти через 200 лет после этого, Новороссийск одним из первых на Кубани открыл свои морские ворота для армян, ставших беженцами в результате первого геноцида ХХ века, совершенного турками.
Учитывая вышесказанное, я решил, что в год 110-летия этого страшного преступления против человечности именно Новороссийск станет местом главного памятного мероприятия нашей организации. Тем более, что в Новороссийске действует одно из наших самых организованных и эффективных местных отделений, возглавляемое Героем труда Кубани Владимиром Мхитаряном.
— Как обычно проходят подобные мероприятия?
— В 2015 году, когда отмечалось 100-летие геноцида, по решению архиерейского собора Армянской апостольской церкви жертвы геноцида армян были причислены к лику святых. Поэтому везде, где есть армянские церкви, в этот день прошли богослужения в память о святых мучениках. Также в этот день возлагаются венки и цветы к памятникам жертвам геноцида или к близким по духу мемориалам. Проходят митинги памяти, с литературно-музыкальными композициями выступают дети и молодежь, организуются и другие тематические мероприятия.
Отмечу, что в такие дни представители армянской общины не остаются в одиночестве. В мероприятиях принимают участие также представители местных властей и общественности. Так, в Новороссийске скорбь с армянами разделили: заместитель главы Новороссийска Илья Пермяков; заместитель председателя городской думы Новороссийска, атаман Черноморского казачьего округа Сергей Савотин; председатель греческого общества Новороссийска Илья Канакиди и другие.
Несмотря на трагический характер случившегося 110 лет назад, проводимые мероприятия нельзя назвать траурными. Главная цель этих мероприятий – не дать забыть миру об этом преступлении, в результате которого армянский народ не только потерял около двух миллионов жизней, но и лишился 90% своей исторической территории, находящейся сегодня в пределах Турции. И, учитывая то, что современная Турция отказывается признавать преступление, совершенное ее предшественницей – Османской империей, памятные мероприятия проходят под лозунгами «Не забудем! Не простим!» и «Помним и требуем!». То есть требуем восстановления исторической справедливости и признания геноцида армян со стороны Турции.
— В краевой прессе не часто встретишь публикации, посвященные теме геноцида, и многие читатели не знают, в чем была причина подобной человеконенавистнической политики османской Турции.
— Причины геноцида армян в Турции многогранные и сложные. Армяне, проживавшие в Османской империи, включавшей также земли исторической Западной Армении, были одной из наиболее образованных и экономически активных групп населения. Это вызывало зависть и недовольство со стороны правящей элиты, что в свою очередь подогревало националистические настроения среди турецкой черни.
Ситуация усугублялась на фоне Первой мировой войны, когда власти Турции стремились сплотить нацию вокруг общей идеи – создания «Великого Турана», который бы включал в себя также территории других стран, в первую очередь России, населенные тюркоязычными народами.
Армяне, воспринимавшиеся как союзники русских и барьер, стоявший на пути к мифическому Турану, стали мишенью. Это привело к массовым депортациям и убийствам по всей территории империи, которые продолжались несколько лет и позднее стали основанием для введения в международную практику такого термина, как «геноцид».
Сама дата – 24 апреля – выбрана в качестве дня памяти в связи с тем, что в этот день была уничтожена вся армянская элита Константинополя – столицы Османской империи. В этот день в 1915 году по приказу правящей в Турции партии «Единение и прогресс» (партия младотурок) были арестованы все видные представители армянской интеллигенции: учителя, врачи, ученые, писатели и журналисты, священники и даже депутаты парламента Турции. Арестованных без суда и следствия отправили в пустыню: часть депортированных была убита в пути, другие – по прибытии в места назначения.
— Какова была в то время позиция России по отношению к происходящему?
— В России общественное мнение было настроено в защиту армян еще с тех пор, как в страну стали поступать первые свидетельства о погромах, то есть с 1894–1896 гг., когда было убито до 300 000 армян. Духовенство, купечество, интеллигенция создавали фонды помощи армянам, выступали с призывами поддержать братьев-христиан. Одним из активистов этого движения был протоиерей Иоанн Кронштадтский, впоследствии причисленный к лику святых.
Трагические события были освещены в мемуарах российских дипломатов, общественных деятелей, в художественных произведениях и в публицистике: статьях и трудах Городецкого, Веселовского, Брюсова, Ковалевского, Кулебякина и др. Зверства турок освещались в прессе. Одними из первых свидетельства о геноциде армян оставили русские солдаты и офицеры, описывавшие происходящее в своих письмах домой.
Преследовавшие отступавших турок русские войска везде встречали лишь изуродованные трупы и сожженные дома армян. Немногие оставшиеся в живых, как описывал в своих воспоминаниях кубанский казачий офицер Федор Елисеев, в слезах целовали стремена лошадей русских спасителей. Простые солдаты, как могли, помогали беженцам, а по личному приказу Николая Второго была приоткрыта русско-турецкая граница. У самой границы под открытым небом русская армия расставила столы, за которыми регистрировали беженцев и выдавали по рублю на каждого члена семьи. Также им вручали документ, разрешавший переезжать в любой конец Российской империи, бесплатно пользуясь всеми видами транспорта. Благодаря заботе военных, врачей и сестер милосердия было спасено более 350 000 армян из Турции.
— Иногда приходится слышать, что тема геноцида армян замалчивалась не только в Турции, но и в Советском Союзе. Так ли это?
— Это заблуждение. Упоминания о геноциде армян есть в работах многих видных большевиков, об армянском вопросе и ситуации в Западной Армении писал даже Ленин. После появления в 1948 г. термина «геноцид» и наступления «хрущевской оттепели» эта тема получила еще большее распространение: в Ереване в 1967 г. открылся мемориал памяти жертв геноцида, велись исследования, издавалась научная, документальная и художественная литература. Официального признания геноцида армян на уровне властей СССР не было, но в то время геноцид армян официально был признан лишь Уругваем и Кипром. Череда признаний со стороны более чем 30 стран мира наступила уже после развала СССР и среди этих стран была и постсоветская Россия.
— Современная Россия занимает более чем однозначную позицию по этому вопросу.
— «Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации… отмечая, что физическое уничтожение братского армянского народа на его исторической родине было совершено с целью создания условий для разрушения России… осуждает организаторов уничтожения армян в 1915–1922 гг., выражает свое сочувствие армянскому народу и рассматривает 24 апреля как день памяти жертв геноцида». Эти строки из заявления, единогласно принятого в 1995 г. российским парламентом, являются не только данью памяти безвинным жертвам организованного властями османской Турции геноцида, но и напоминанием современникам о том, что подобное более не должно повториться. Об этом же заявляли все три президента Российской Федерации, а Владимир Путин принимал участие в официальных мероприятиях, приуроченных к 100-летию геноцида армян.
«Позиция России всегда была и остается объективной и последовательной: массовому уничтожению по национальному признаку не может быть оправданий. Международное сообщество призвано сделать все, чтобы подобные злодеяния никогда и нигде не повторились… Новые поколения армян и других народов региона должны жить в мире и согласии, не зная ужасов, к которым приводит разжигание религиозной вражды, агрессивный национализм и ксенофобия… Желаю братской Армении, всем армянам, живущим в России, добра, мира и благополучия», – было сказано в обращении президента России, приуроченном к 100-летию геноцида армян.
— Армяне Кубани в своем большинстве являются потомками тех, кто, чудом избежав гибели в годы геноцида, нашел спасение на российской земле. Сохраняется ли в семьях память о том, что пришлось пережить их предкам?
— Армянская община Кубани не забывает свою историю. Люди знают о тех страшных событиях, через которые прошли их предки. Память о геноциде армян передается из поколения в поколение. Армяне Кубани благодарны России за спасение своих предков, за ту возможность, которую страна предоставила им, чтобы начать новую жизнь. Россия стала для них не просто местом проживания, но и родиной, где они могут реализовывать свои мечты и строить будущее для своих детей.
В современном мире, где на первый план выходят глобальные проблемы, важно помнить, что только в единстве мы можем справиться с вызовами. Армяне Кубани, как и представители других национальностей, играют важную роль в этом процессе. Они укрепляют связи между народами, способствуют взаимопониманию и уважению. Наше разнообразие – это не только богатство, но и ответственность. Мы должны поддерживать друг друга, уважать истории наших народов и работать на общее благо. Армянская община Кубани является важной частью этой мозаики, и я горжусь тем, что могу называть их своими соотечественниками.
Артем Двинов, “Югополис”