20 июля в актовом зале Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз армян России» Краснодарского края состоялась лекция искусствоведа Альвины Саркисовой, посвященная творчеству выдающегося армянского художника Минаса Аветисяна.
Лектору удалось в полной степени раскрыть стилистические особенности направления «фовизм», в котором работал Минас Аветисян, выявить ключевые этапы его творческого становления как художника, автора сценографии и выдающегося деятеля монументального искусства; а также погрузить слушателей в исторический период, в котором жил и творил мастер.
Гостями лекции стали обучающиеся художественных школ города Краснодара, преподаватели и студенты Краснодарского художественного училища, представители Совета Матерей Регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз армян России» и др.
Минас Карапетович Аветисян родился 20 июля 1928 г. в армянском селе Джаджур. По счастливой случайности родители художника избежали Геноцида в 1915 году, в ходе которого несколько тысяч людей было убито в ущелье недалеко от Джаджура. Исторические картины Аветисяна стали молчаливой данью памяти безвинно погибшим. К наиболее известным холстам этого цикла относится картина «Дорога. Воспоминание Моих Родителей» (1965–1967).
Минас Аветисян получил образование в Ереванском училище имени Ф. Терлемезяна (1947–1952 гг.), Ереванском художественно-театральном институте (1952–1954 гг.) и Ленинградском институте живописи, ваяния и зодчества имени И.Е. Репина (1955–1959 гг.), где его наставником был Б.В. Иогансон. С 1960 года жил в Ереване.
Работы мастера, сочетающие особую цветонасыщенность с эпическим драматизмом образного строя, пейзажи, автопортреты, жанрово-символические сельские мотивы воспринимались на выставках как прорыв к свободе эстетического самовыражения.
Заметный отзвук в произведениях художника нашли традиции армянского средневекового искусства и работы французского художника-импрессиониста Анри Матисса, ставшего основополагателем стиля «фовизм», в котором впоследствии работал Минас.
Минас Аветисян много путешествовал по Армении, исследовал исторические памятники, изучал особенности армянской миниатюры и знакомился с творчеством армянских художников. Современники называли Минаса наследником творчества Мартироса Сарьяна и символом нового роста живописи Армении.
Следуя национальным традициям живописи, художник никогда не обращался к слепому копированию. В своих работах он выражал действительность, пропустив ее через собственное восприятие жизни.
Первая выставка Минаса состоялась в 1960 году, однако признание и широкая известность пришли к нему два года спустя, когда в Ереване была развёрнута экспозиция «Пять художников».
Минас Аветисян никогда не останавливался на чем-то одном. Более пятисот квадратных метров фресок и сценография более чем к десяти театральным постановкам дают понять о многогранном таланте художника. Балет Арама Хачатуряна «Гаяне» в декорациях мастера получил свое второе рождение. Готовить сценографию балета «Гаяне» Минаса пригласил сам Арам Ильич.
В 1969 году художник удостоился разрешения показать свои картины на выставке в Музее армянского искусства в Париже. Однако, несмотря на успех выставки, Минас возвращается с осознанием того, что политический строй государства не дает ему творческой свободы, так необходимой для самовыражения.
В ночь с 1 на 2 января 1972 года, в результате пожара в ереванской студии Минаса сгорело более 350 картин, среди которых были 50 лучших работ, которые художник отобрал для Венской выставки. Многие считают пожар в мастерской Аветисяна умышленным.
После трагедии в мастерской Минас развивает лихорадочную деятельность. За два года колоссальной работы художнику удалось сделать невозможное: численно и качественно он восстановил утерянные работы практически в полном объеме.
В воскресный день, 16 февраля 1975 года, Минас присутствовал на пятидесятом представлении балета Эдгара Оганесяна «Антуни», который шел в его оформлении. Художник возвращался домой, когда на перекрестке улиц Саят-Нова и Теряна при загадочных обстоятельствах автомобиль, наехавший на тротуар, сбил и прижал его к стене.
Целую неделю Минас боролся со смертью, однако 24 февраля он скончался. Мастер погиб в 46 лет, но при этом навечно остался жить в своей живописи. В истории армянского искусства он навсегда останется большим художником, потому как обладал своим голосом, своей темой, своей палитрой.
Судьба, казалось, не была благосклонна к Минасу даже после его смерти: в результате землетрясения в Ленинакане (Гюмри) погибла часть его фресок и сравняло с землей музей Минаса Аветисяна в его родном селе Джаджур.
Работы художника находятся в Доме-музее Минаса Аветисяна в Ереване, Доме-музее Минаса Аветисяна в селе Джаджур, Музее современного искусства Еревана, Государственной Третьяковской галерее, Музее стран народов Востока Москвы, многочисленных частных коллекциях Армении, России и многих зарубежных стран.
Артур Авагимян