4 ноября в Российской Федерации отмечают День народного единства – важнейший праздник современной России, знаменующий единство многонационального народа страны против иноземных захватчиков.
В 2004 году 16 декабря Госдумой РФ одновременно в трех чтениях было принято решение внести поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы». Введение нового праздника позволило перенести государственный выходной с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Одной из причин переноса, по мнению многих аналитиков, стало желание полностью снять ассоциации с годовщиной Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года).
Исторически дата 4 ноября относит нас к окончанию периода в истории России, называемого «Смутным временем» и к победе над польскими интервентами в 1612 году, когда воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город. День народного единства также приурочен к Дню Казанской иконы Божией Матери.
Отметим, что среди документальных источников, повествующих о событиях Смутного времени в истории русского государства, выделяются также работы армянских путешественников и хронистов, таких как Григор (сын хрониста Ованеса) и Августин Баджеци.
Августин Баджеци, армянин по происхождению и католический нахичеванский архиепископ, был непосредственным свидетелем событий на Руси, так как в 1609 году проезжал через терзаемую внутренними междоусобицами Москву. Августин Баджеци был родом из сюникского селения Апаранер. В начале XVII столетия он, спасаясь от нашествия на Армению персидского Шах-Абасса, отправился в путешествие по Европе, посетив также Московское государство. В своих путевых заметках («Путешествие Августина Баджеци в Европу») он описывает, как оказался в гуще событий во времена противостояния Лжедмитрия II и Василия Шуйского. Есть мнение, что архиепископ поступил в услужение европейскому послу посредником, либо же переводчиком между послом в персидском лагере и персами.
О событиях времен Смуты документируется также в «Каменецкой летописи» – хронике армянской историографии, охватывающей период между 1430 и 1652 годами. Становление Лжедмитрия I описывается Григором – сыном хрониста Ованеса Авагереца, который описывал события в период с 1605 по 1610 год.
Ниже предлагаем читателям познакомиться с фрагментами из армянских источников, в которых сообщается о событиях смутного времени на Руси. Тексты даны из публикации Л.З.Мсерианца, размещенной в «Журнале министерства народного просвещения» (ноябрь 1902 год, Санкт-Петербург) в нашем переводе со старорусского.
Подготовила Амалия Тавадьян
Фрагмент из «Каменецкой летописи»
«1905-6. Некий Дмитрий юноша объявился в московской земле и был он сыном князя Ивана, московского царя. Когда умер князь Иван, отец Дмитрия, этот Дмитрий остался сиротою в детском возрасте. Затем московская страна осталась без царя. После колебания избрали своим царем одного из бояр – Бориса Гадоновича (Годунова). Когда он стал царем, желал убить Дмитрия, чтобы самому править полновластно. Знатные бояре укрыли Дмитрия в монастырь, в котором было 700 иноков. Отсюда желал (Годунов) взять (Дмитрия) и убить. Когда иноки узнали злой замысел Бориса, удалили поспешно (Дмитрия) из монастыря (и отправили) сюда в польскую страну. И когда беззаконный Борис узнал об этом, приказал захватить иноков и казнил их в количестве 700.».
Фрагмент из «Путешествия Августина Баджеци»
«В Дамурхоби, на Каспийском море, мы сели на корабль и направились в Астрахань… Мы прибыли в город Тарк, в крепость московского царя, построенную из дерева, на земле, называемую теперь страною Кумуковь. Крепость эта очень сильная: её ночью и днем охраняют воины из-за страха перед неприятелями. Здесь мы нашли другой корабль, принадлежащий христианину; сели на него и достигли города Астрахани, принадлежащего московскому царю и находящегося на земле татарской. Царь московский и вся страна его исповедует ромейскую (т.е. греческую) веру. Астрахань весьма крепкий город; она (собственно) состоит из двух городов: одного – деревянного, другого – каменного и известкового. . . . . Этот город расположен среди реки, называемой Эдил (или Итиль – татарское название Волги). Город со всех сторон окружен водою; ширина реки 10 «мхонь»; река очень велика; по ней плавают очень большие корабли; эта река доходит до города Москвы – столицы царя. Начальник этого города не разрешал, чтобы посол один отправился по обычному пути в Москву, так как бояре московского царя велели убить своего царя, а другой ложный царь подошел с большим конным войском к Москве с целью осады, заявляя, что я, именно, настоящий царь; меня хотели убить; но я убежал; теперь царство принадлежит мне; ложно, что говорят (обо мне); я настоящий царь, я не умер.
Город Астрахань подчинился этому лже-царю; вот по этой причине послу не разрешали отправляться по обычной дороге; лежащие по ней города были покорны московским боярам. Наконец, нам разрешили отправиться по пустынным местам, предоставив послу 50 воинов. Каждый из нас взял по две лошади: на одну мы навьючили провиант, на другую сели сами; помянули Господа и пустились в путь по этой пустынной дороге. Ехали мы целый месяц, не видя селений; наконец, достигли населенного места. В этой степи мы видели очень большую реку, изобилие рыбы, много плодов, много трав; эта страна очень лесиста.
Только один недостаток имеет эта страна: очень много комаров; от них много лошадей пало. Когда мы останавливались, каждый устраивал для себя шатер, внутри которого и укрывался. Когда мы достигли населенного места, возблагодарили Господа (за то), что (Он), Господь Бог, довел нас из безводных мест пути до селений; все эти селения были во власти ложного царя. По пути к Москве мы видели много городов и укреплений: все они были подвластны этому лже-царю. Мы достигли (наконец) города, называемого Калугою. Посол остановился здесь. Мой монах о. Матвей, о. Петр и фра Николай остались наблюдать за домом посла; мы же отправились к лже-царю, находившемуся от этого города и расстоянии 3-х дней пути.
Мы прибыли к лже-царю; он с большим конным войском окружил большой город Москву. Мы города не видели; видевшие нам рассказали, что это очень хороший город больших размеров (и что) в нем есть колокол, (при посредстве) которого призывают в церковь, приводимый в движение сотнею людей. Царь принял очень хорошо посла и дал соизволение ехать в Польшу,
Мы возвратились назад в Калугу, где нашли фра Николая (уже) скончавшимся. Захватили с собой домашнее имущество посла и отправились в Польшу.
Милостью Божьей мы достигли Польши; польский царь оказал послу хороший прием…».