15 мая во всем мире отмечают Международный день семей, провозглашённый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1993 году. Являясь одним из основных институтов общества, первой ступенью социализации человека, семья развивается и видоизменяется вместе с окружающим миром, по-своему реагируя на требования времени, отвечая на общественные потребности и сама формируя их.
Что в древности, что сейчас, заключение брака сопровождается особыми ритуалами и традициями у разных народов. Неизменным было и то, что заключение союза давало особые привилегии в обществе, начиная с богатого приданого, и заканчивая миром между враждующими государствами. Брак был и выходом для семей из бедных слоев общества, которые не могли прокормить всех детей и нуждались в материальных средствах, которые также сулил брак дочери.
С приходом христианства в Византию и Северную Европу, брак начал приобретать сакральное значение. Замужество больше не рассматривалось как инициатива двух семей, а христианский брак обещал стать отдушиной для влюбленных пар. Тем не менее, такое явление, как договорной брак, существует и по сей день, являясь исключительно коммерческим мероприятием, не имеющим никакого отношения к созданию традиционной семьи.
Традиции армянской семьи испокон веков были нераздельно связаны с христианством и сохранением национальной и религиозной идентичности. Постоянная борьба с агрессорами за право жить и исповедовать христианскую религию сделали народ на редкость сплоченным и верным своему внутреннему укладу. В самой Армении и за её пределами посещение церковных праздников и воскресных служб до сих пор является неотъемлемой частью быта, практически все события, как радостные, так и скорбные, собирают семьи в стенах церковных храмов. Именно приверженность христианской вере помогала Армении бороться с врагами и отстаивать своё право на суверенитет на протяжении всей истории народа. Среди армянских воинов даже существует традиция нанесения изображения креста на военную форму, уходящая корнями глубоко в древность. Так, воины великого армянского полководца Вардана Мамиконяна вышли на героическую Аварайрскую битву в 451-м году н.э против персов-огнепоклонников с христианскими крестами, тем самым демонстрируя врагам непоколебимость в своей вере. Кресты на одежде носили также армянские фидаины во время борьбы с османской оккупацией и в годы Первой Арцахской войны.
Главной духовной ценностью армян, помимо преданности родине и национальной идее, также стала семья. В традиционной модели армянской семьи существует четкое разделение обязанностей между супругами, где мужчина — добытчик, обеспечивающий материальное благополучие не только своей семьи, но и родительской, а женщина занимается домашним хозяйством и следит за детьми. Однако, это не означает, что в случае необходимости, женщина не способна взять в руки что-то потяжелее своих привычных атрибутов, и встать на защиту рода. Такие героические примеры в армянской истории, как Сосе Майрик, Лола Сасуни и другие, демонстрируют, что сила преданности своему народу не зависит от пола и возраста. В рядах армянских бойцов женщины были и остаются до сих пор, и этому есть объяснение. Ещё Гарегин Нжде завещал: «Мать дает материал – материал нации! Воспитатель – дух! Это выковывает и закаляет судьбу нации – посредством малыша. Через это – материал и дух – происходит также подготовка нации к борьбе за существование». Таким образом, у слабохарактерной матери, неспособной к самопожертвованию и отваге, не могут родиться истинные воины.
Истинно традиционное воспитание детей в армянской семье, это, в первую очередь, усиленное изучение родного языка, истории и культуры. Армяне спюрка, как правило, тесно взаимодействуют с общинами своего города, где имеют возможность отдать ребенка на курсы языка и арменоведения. В условиях инонационального окружения важно сохранять национальное самосознание, и именно постоянное общение с представителями своего народа дарят чувство общности и единомыслия, спасшее не одно поколение армян от ассимиляции.
Сейчас наикрупнейшие армянские общины действуют в России (около 2,2 млн чел. ), США (более 1 млн чел.), Франции (около 500 тыс.), Иране (180 тыс.), Ливане (120 тыс.) и Сирии (120 тыс.). Всего армянская диаспора в мире насчитывает примерно 8 млн человек. Несмотря на муссируемые в обществе взгляды на прогрессивную семью, лишенную гендерных ориентиров, армяне остаются верными многовековому укладу своей общины.
Подготовила Амалия Тавадьян