«СОЮЗ АРМЯН РОССИИ» Краснодарского края

 Региональное отделение Общероссийской общественной организации

«СОЮЗ АРМЯН РОССИИ» Краснодарского края

 Региональное отделение Общероссийской общественной организации

«Союз армян России» Краснодарского края

Культура Новости

Армянская культура: на стыке Востока и Запада

Армения Хачкары

Ничто так не характеризует любую страну и народ, как национальная культура. Мы – армяне, являемся носителями уникальной культуры, которая тысячелетиями подвергалась гонениям. Враги, желавшие уничтожить наш народ, пытались сделать это, в том числе, через уничтожение культурного наследия: разрушая армянские церкви, сжигая рукописи, запрещая говорить на родном языке и использовать свой алфавит. Но армяне, благодаря упорству, твердости и верности своим идеалам, вновь и вновь возрождались, сохраняя и развивая свою культуру.

Находившаяся на стыке Востока и Запада, многотысячелетняя армянская культура, пройдя через испытания временем, не могла не меняться, удивительным образом впитывая в себя черты восточных и западных цивилизаций. Так, христианство, пришедшее на смену национальной религии армян в 4-м веке после Рождества Христова, стало одним из могучих источников развития культуры, образцами которой стали новые веяния в архитектуре, изобразительном искусстве, музыке и т.д. 

Уникальным элементом армянской культуры являются Хачкары. Это каменные стеллы с изображением креста, которые устанавливались по разным поводам: в честь начала или завершения строительства церкви, во славу победы над врагами, в память о трагических датах истории и т.д. Мастеров-камнерезов, которые создают это произведение искусства, называют варпетами. Их искусство живо и востребовано по сей день. 

Церкви Армении словно выросли из гор, которые их окружают. Тяжелые, монументальные памятники христианства, глядя на них невольно задаёшься вопросом: как люди могли это построить в далеком IV-V веке? Когда не было современных технологий по обработке строительных материалов, и их транспортировка была в сотни раз труднее, чем сейчас. 

Ереван памятник Таманяну

Приезжая в Ереван, невозможно не заметить легкость этого города, которая сочетается с почти трехтысячелетней историей. Основная застройка Еревана началась в 1920-х годах прошлого века, когда главным архитектором города был назначен Александр Таманян. Уроженец Екатеринодара, строивший до того в Новороссийске и оставивший свой след также в Москве и Санкт-Петербурге, смог превратить маленький провинциальный Ереван с современный город — столицу Армении. Архитектор сочетал неоклассицизм и национальных дух, например, во многих зданиях, которые он проектировал, присутствует резьба по камню.

Самобытная армянская литература также получила серьезное развитие после принятия Арменией Христианства. Создание Святым Месропом Маштоцем армянской письменности, стимулировало сначала перевод на армянский язык иностранной литературы, а затем и создание собственных произведений. Достоянием мировой литературы является «Книга скорбных песнопений» Григора Нарекаци. Более 15 тысяч рукописей по истории, философии, праву, медицине, математике, естествознанию, астрономии, музыке хранятся в крупнейшем мировом центре рукописной культуры – Матендаране им. Месропа Маштоца. Первая печатная армянская книга появилась уже в 1521 году благодаря Акопу Мегапарту и называлась «Урпатагирк». 

В XX веке прославился Ованес Туманян, которого еще при жизни называли «поэтом всех армян». Его поэмы «Ануш», «Маро», «Лореци Сако» – стали настоящим достоянием армянской литературы. Произведения Туманяна переводили Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Самуил Маршак, Иосиф Бродский и многие другие. На смену Туманяну приходят новые глыбы армянской литературы: Уильям Сароян, Сильва Капутикян, Аветик Исаакян, Егише Чаренц и многие другие, по произведениям которых, вскоре будут ставить театральные постановки.

Кстати, об армянском театре. Первое известное в Армении театральное здание, предназначавшееся для большого числа зрителей, построил царь Тигран II Великий (95–55 до н.э.) в своей столице Тигранакерте в 69 г. до н.э. Начало же армянскому национальному театру положил его сын — царь Артавазд II (54–34 до н.э.). При нем в 53 г. до н.э. в городе Арташате, где до этого ставили трагедии и комедии греческих авторов, был создан армянский театр. Но подлинное театральное искусство в Армении начало развиваться с приходом советской власти: в 1921 г. в Ереване был открыт театр имени Сундукяна. Именно на его сцене Фрунзик Мкртчян дебютировал в «Гамлете» Шекспира в эпизодической роли.

Армения Мартирос Сарьян

В годы СССР многие армяне приобрели не только всесоюзную, но и всемирную известность в самых разных направлениях культуры. Рукописные ноты и киномузыка несравненного Арама Хачатуряна включены в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Песни на музыку Арно Бабаджаняна слушала вся страна. Дживан Гаспарян, подарил древнему армянскому инструменту «дудук» всемирную славу, а с 2008 года дудук и его музыка также входят в список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия человечества.

Самым известным художником Армении считается Мартирос Сарьян. Будучи рождённым в Нахичевани-На-Дону (ныне – один из районов Ростова-на-Дону), он в символах и цветах передал историю своего древнего народа. Позже великий кинорежиссер Сергей Параджанов расскажет о великом армянском ашуге Саят Нове в своём фильме «Цвет граната».

Говорить об армянской культуре можно бесконечно, и, мы не претендовали на то, что сможем в небольшом обзоре передать все ее грани и цвета. Надеемся лишь на то, что смогли зародить в читателях интерес к культуре нашего древнего народа и желание узнать ее получше.

Подготовила Стефания Саркисова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните форму