Одна из старейших построек города Армавира – Армянская Апостольская Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Сурб Аствацацин) – является местом паломничества армян со всей Кубани. Скрытый в тени деревьев ухоженный прицерковный дворик, кроме хачкара и гостеприимных скамеек по периметру, имеет также два древних надгробия. Принадлежат они первому просветителю черкесогаев (горских армян), проживавших в черкесских аулах, монаху Карапету Арцивяну и первому священнику-черкесогаю Вартану Гаспаряну. Вардапет Карапет Арцивян, таков был его чин в церковной иерархии, лично возглавлял переселение черкесогаев из аулов в кубанский Армавир. В 1839 году, с переселением горских армян ближе к устью реки Уруп и начинается летопись города.
Возведение Армянской Успенской церкви было начато ещё в 1840 году. Средства на строительство выделил лично император Николай I и будущие её прихожане, однако, сразу же после освящения, церковь полностью сгорела при набеге горцев, так как в тот период шла Кавказская война. В августе 1842 года императором было принято решение о строительстве новой церкви, на этот раз из камня, деньги на строительство которой были выделены из государственной казны.
Строительный фонд, образованный в марте 1840 года и начавший сбор средств сразу после пожара в первой церкви, также внёс свой материальный вклад. Известно, что 5000 рублей передал строительному фонду наместник на Кавказе князь Воронцов, 5000 рублей жертвовал купец Вартанов, 2000 рублей собрали жители армянского аула Армавир, а остальную сумму добрали армяне Ставрополя, Тифлиса и Нор-Нахичевана.
Проект новой каменной церкви был создан Афанасием Фарафонтьевым и утверждён в 1844 году. Отстроенная церковь, к сожалению прихожан, стала быстро разрушаться из-за серьёзных ошибок, допущенных на этапе составления чертежа. В 1857 году проект был доработан. В молитвенном зале установили 4 колонны, вместо старых обрушившихся. И только 25 августа 1861 года церковь была торжественно освящена астраханским архиепископом Матевосом и получила название Сурб Аствацацин (Святой Богородицы).
Церковь в то время служила форпостом — стратегическим пунктом русских войск, поэтому основное сооружение было обнесено высокой кирпичной стеной с бойницами и четырьмя бастионами, на которых жители несли круглосуточное дежурство, защищая город от набегов горцев. По этой причине черкесо-гаи называли свою церковь «крепостной». Во время набегов воинственных горцев жители аула укрывали в храме женщин и детей, а сами плечом к плечу с русскими отражали набеги черкесов и ногайцев.
Советские годы ознаменовались активной пропагандой атеизма, в рамках которой повсеместно ссылали упорных в вере священников, разрушали храмы и церкви. От полного уничтожения в Армавире удалось спасти только одну армянскую церковь. В 1965 году Сурб Аствацацин была закрыта, а помещение храма горисполком временно предоставил пищеторгу под склад сахара. В итоге зданию был нанесен значительный ущерб.
Не удалось сохранить вторую армянскую церковь города. Старое здание церкви Сурб Геворк Зоравар (Святого Георгия Победоносца) было освящено в 1887 г., а новое – в 1915 г. В годы СССР новая Георгиевская церковь была разрушена, а помещение старой церкви было передано под жилье.
Тер Гевонд Агаджанян, назначенный настоятелем церкви Сурб Аствацацин в 1962 году, в своей книге «Вера, люди, жизнь» вспоминал о тех временах: «Церковь предстала перед моими глазами в ужасном состоянии. С первого же взгляда на это чудесное по своей архитектуре и истории своей здание, глаза мои наполнились слезами… Девяносто процентов церковных окон были разбиты, крыша церкви, покрытая простой жестью, со временем абсолютно сгнила. Снег и дожди зимой заливали внутренность церкви. Птицы и насекомые безраздельно хозяйничали в церкви, свивая здесь гнезда и уничтожая старинную роспись стен… Температура воздуха в церкви равнялась уличной. В северном приделе храма я жил со своей семьей. Зимой по утрам вода замерзала, превращаясь в лед, ибо никакого отопления в церкви не было. Во время литургии приходилось по несколько раз менять под ногами нагретые кирпичи, чтобы продолжить службу…».
Церковь нуждалась в скорейшем восстановлении, однако для свершения даже незначительных преобразований потребовалось 19 лет, в течение которых здание несколько раз передавали музею под выставочный зал. В итоге, большую часть средств на оплату ремонтных работ перечислял Св. Эчмиадзин. Но неоценимую помощь оказали и армяне Армавира. После основных работ, связанных с ремонтом крыши, проводкой света, воды и газового отопления, постепенно начала обустраиваться и территория церкви, которая за годы советской власти была превращена в стоянку городских автобусов, частных гаражей и районный базар.
Последняя масштабная реставрация здания церкви началась в 2011 году. В главном зале храма стены облицевали мрамором и расписали своды. Работы по воссозданию ее исторического внешнего вида продолжаются и сегодня. Также завершается строительство при церкви школьных помещений, библиотеки, архива и рабочих кабинетов.
На сегодняшний день, церковь, высота купола которой с крестом достигает 27 метров, вмещает 200 человек, свято неся звание первой армянской церкви на территории Краснодарского края и являясь одним из исторических символов кубанского Армавира.
Подготовила Амалия Тавадьян