«СОЮЗ АРМЯН РОССИИ» Краснодарского края

 Региональное отделение Общероссийской общественной организации

«СОЮЗ АРМЯН РОССИИ» Краснодарского края

 Региональное отделение Общероссийской общественной организации

Армянская Апостольская Церковь Великая Отечественная война Новости Пресса о нас Союз армян России

Армяне и Армения на страницах «Краснодарских известий»

Краснодарские известия

Очередной номер газеты «Краснодарские известия», увидевший свет 1 ноября, представил своим читателям обширный материал, рассказывающий об армянах и Армении. Главная городская газета столицы Кубани разместила на двух полосах публикацию редактора газеты Елены Дубовой, в которой рассказано о прошлом и настоящем армянского народа, о российско-армянских взаимоотношениях и скрепленной общей историей дружбе двух народов.


Барев дзес! На Кубани проживает около полумиллиона армян: что нас связывает с этим народом? О душевных соседях и освященном винограде, о герое Сенике Айвазяне и о том, почему нам сегодня снова нужно подставить плечо друг другу — рассказала автор «Краснодарских известий» Елена Дубова.

На благо всех

Армянская община Краснодарского края юридически представлена через общественные организации, самая крупная из которых — Союз армян России (САР).

На Кубани действует Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз армян России» Краснодарского края, которое возглавляет депутат городской Думы Армавира, предприниматель и благотворитель Камо Дикранович Айрапетян.

В районах Кубани действуют местные отделения Союза армян России, их число уже более сорока.

Главная задача САР — консолидация российских армян и вовлечение их в организованную деятельность на благо России, общины и укрепления российско-армянских отношений, сохранение и развитие среди представителей общины знаний армянского языка, культуры, традиций.

логотип САР

О детстве в «армянском ауле»

Написать именно об армянах я решила неслучайно. Дело в том, что мое детство, которое пришлось на 80-90-е годы, проходило на тихих улочках Славянска-на-Кубани. А точнее, наш дом стоял на углу Крепостной и Узкой. Это был самый центр так называемого армянского аула. Именно так в городе прозвали — и до сих пор называют — наш райончик, уютно расположившийся недалеко от реки Протоки.

Рядом с нами, русскими, жили армяне. В большинстве своем это были потомки беженцев, что спасались от геноцида 1915 года в Турции. Свои детские годы я вспоминаю с большой теплотой во многом благодаря им. Мы жили очень дружно. Делили все — и горе и радость. Ходили друг к другу в гости, одалживали продукты, встречали вместе праздники — тогда их отмечали во дворах. Уж не знаю почему, то ли мода на рестораны еще не случилась, то ли дело в тяжелых 90-х… Одно из самых ярких воспоминаний — армянские свадьбы. Если начинался шум, играла громкая музыка, а по улице шли с подносами на голове, полными подарков, все понимали: делегация жениха идет к дому невесты. К какому именно дому, тоже было известно, причем заранее. Когда где-то готовились к свадьбе, то соседи несли туда столы, лавки, стулья, посуду.

Я помню, у моей мамы хранился красивый столовый сервиз, где-то счастливо раздобытый, — с большой супницей, с какими-то молочниками и соусниками — сейчас таких, наверное, нет. Как почти у всех в то дефицитное время, наш сервиз в основном стоял за стеклянными дверцами шкафа. Но вот на соседские свадьбы или другие торжества мама его одалживала не жалея. И всегда отказывалась, если ей пытались возместить разбитую тарелку. А еще без всяких просьб помогала армянским женщинам, своим подругам, готовить еду для торжества и накрывать столы. Мы, дети, носились между домами, взрослые были заняты и не обращали на нас внимания. Но иногда мама меня перехватывала, и мне приходилось помогать. Теперь я с легкостью могу приготовить долму или пахлаву. А овощной хоровац — салат из запеченных овощей — одно из любимых блюд в нашей семье.

К детям на наших интернациональных улицах было особое отношение. Нас везде кормили и спокойно отпускали гулять до темноты, потому что взрослые, возле двора которых мы играли, за нами приглядывали.

Я всегда могла зайти без стука к нашим соседям-армянам, с которыми жили забор в забор, — дружила с их сыном Сережей. Как-то мы с ним бегали, я упала и больно содрала коленки, брызнули слезы. Сережина мама, тетя Анжела, обнимала меня и повторяла: «Джана, цавт танем, цавт танем…» «Дорогая, отдай свою боль, я забираю твою боль…» Это воспоминание навсегда со мной. А выражение «цавт танем» — одно из самых распространенных в армянском языке, и это неслучайно. У армянского народа, так же, как и у русских, очень трагичная история, полная потрясений и потерь.

…Если у кого-то случалась большая беда, ее отводили тоже все вместе. И это практически метафора, если вспомнить о том, какое участие принял братский народ в Великой Отечественной.

армяне в Великой Отечественной войне

— Армения отправила на фронт 20% своего населения — это больше, чем остальные союзные республики, — рассказал историк и экскурсовод из Еревана Роланд Тмоян. В общей сложности на фронт ушло около 600 тыс. человек. Почти половина из них не вернулась домой. Колоссальные потери при общей численности населения в полтора миллиона.

7 армянских дивизий было создано за время Великой Отечественной.

68 генералов-армян командовали войсками.

4 маршалов и одного адмирала армяне дали стране.

106 армян удостоились за подвиги звания Героя Советского Союза, двое из них — дважды.

26 армян стали полными кавалерами ордена Славы трех степеней.

В освобождении Кубани от фашистов принимало участие несколько армянских дивизий, героизму которых посвящены мемориалы и памятники в различных районах Кубани.

— В этом месяце появился еще один, — рассказал нам руководитель Управления информации САР Краснодарского края Тигран Тавадьян. — 15 октября в станице Сергиевской Кореновского района торжественно открыли бюст начальника 2-го отдела 409-й Армянской стрелковой дивизии, командира разведгруппы, майора Сеника Айвазяна. В этих местах в 1943 году Сеник Гукасович пал смертью храбрых.

Бюст майора Сеника Айвазяна в станице Сергиевской
Бюст майора Сеника Айвазяна в станице Сергиевской

«Зернышко мое, куда же ты?»

Мероприятие прошло очень торжественно. У накрытого белым пологом бюста выстроились 77 старшеклассников — по числу лет, прошедших после Великой Победы 1945 года, почетный караул из военнослужащих Кореновского местного гарнизона, юнармейцы, школьники, общественники, жители. В стороне — стрелковая группа. На площадке у подножия мемориала расположились почетные гости: члены Общероссийской общественной организации «Союз армян России» Краснодарского края, депутаты района, поселения, командование Кореновского местного гарнизона, руководители предприятий.

Подняли флаги России, Армении, Кубани, Сергиевского сельского поселения.

Организаторы подготовили трогательную литературно-музыкальную постановку. По обе стороны мемориала выстроились два отряда воинов Великой Отечественной войны — это солдаты-сыновья: казаки и армяне. Под музыку «Оглянись, память» и звучание армянского дудука они уходят на войну. А две матери — русская и армянская, каждая на своем языке, обращаются к ним: «Зернышко мое, где же ты?» Никто им не отвечает…

«Мои деды защищали армян, а потом они пришли защищать меня»

Кубанский историк, краевед, потомственный казак и большой друг армянского народа Михаил Тимченко в своей книге «Дорога в бессмертие» написал:

«Так получилось, что мои деды защищали армян, а спустя много лет армяне пришли защищать меня. Наш район от фашистов освобождала 409-я Армянская дивизия. У нас на хуторе два брата похоронены из Нагорного Карабаха — у одного было шестеро детей, у другого трое. Они оставили дом и пришли меня освобождать. И если бы не освободили, меня не было бы в живых. Могу ли я это забыть… Уверен в том, что в случае возникновения новой угрозы именно армяне вместе с русскими первыми встанут на защиту своей Родины.

Почему ст. Сергиевская поддерживает тесные связи с Арменией? Опять же исторические предпосылки для этого и удивительные факты: во время Русско-турецкой войны 1877 г. погибшие казаки из Сергиевского куреня были захоронены на современной территории Армении. С тех давних пор могилы их, оставшиеся на чужбине, находятся под присмотром местного муниципалитета и населения. Память погибших казаков почитается, и им воздаются почести.

И еще факт: во время Великой Отечественной войны ст. Сергиевскую в феврале 1943 г. освобождала от фашистов 409-я стрелковая дивизия под командованием Айвазяна. В дивизии было много военнослужащих армянской национальности. Бой за станицу был нелегким, погибло немало красноармейцев. Всех их похоронили в станице, памятник погибшим воинам находится в центре.

И вот какая получается историческая параллель: на армянской земле когда-то полегли сергиевские казаки, прошло почти 70 лет — и к этой самой Сергиевской война привела армянских парней, которые также сложили головы на чужбине».

Они все были в одном окопе и прикрывали друг другу спину

Камо Айрапетян в рабочем кабинете

Камо Айрапетян, председатель Союза армян России Краснодарского края:

— То, чего не смогли сделать фашистские захватчики, снова пытаются осуществить современные нацисты. В ту суровую войну победил единый многонациональный советский народ. Не было бы дружбы народов — не было бы и Победы. Они все в одном окопе прикрывали друг другу спину. А сегодня мы должны обняться, сплотиться и показать нашему врагу, что он никогда не увидит Россию на коленях. Мы с братьями-казаками прошли несколько войн, и никогда друг друга не предавали и не предадим. Я думаю, что сегодняшнее поколение растет достойным. Надо будет, за ними пойдем и мы, старшие. Я не хочу видеть слезы матерей. Наши деды не за это воевали. Сегодня мы с вами делаем большое дело: молодое поколение нуждается в патриотизме. Сеник Айвазян, который родился на армянской земле, но погиб на кубанской, — пример для современной молодежи.

Армяне Кубани поддерживают Донбасс

— Традиции взаимопомощи и благотворительности в виде поддержки нуждающихся имеют у армян многовековые корни, — рассказали «КИ» в САР Краснодарского края. — Благодаря этим традициям народу удавалось выдерживать гнет иноземцев и нелегкую жизнь вдали родного Отечества. Проживая в диаспоре, армяне переносят эту традицию также на представителей других народов, рядом с которыми живут и работают. Воспринимая чужую боль как свою, армяне Кубани не остались в стороне от трагедии мирных жителей республик Донбасса, оказывая им регулярную помощь продуктами первой необходимости.

Ереван на фоне горы Арарат
Ереван на фоне горы Арарат

А вы знали, что…

  • …две исторические субэтнические группы можно выделить среди армян Краснодарского края: амшенские армяне, населяющие в основном Черноморское побережье Кубани, Апшеронский и Белореченский районы, и черкесогаи, основавшие в середине XIX века город Армавир. Черкесогаи с течением времени в большинстве ассимилировались и как отдельная субэтническая группа в настоящее время не существуют.
  • …Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии. Это произошло в 301 году.
  • … Армянская Церковь называется апостольской, потому что, по преданию, веру в Армению принесли два ученика Христа – апостолы Фаддей и Варфоломей.
  • …армяне — христиане направления древневосточного православия. Краснодарский край является центром Епархии юга России Армянской Апостольской Церкви. Народ, исторически сформировавшийся в пределах Армянского нагорья.
  • …самая старая из сохранившихся на Кубани армянских церквей — Армянская церковь Армавира. Торжественно освящена в 1861 г. на месте деревянной церкви, возведенной в 1840-м г.
  • …язык относится к индоевропейской семье языков и выделяется в ней в особую ветвь. Общее число говорящих на армянском языке по всему миру — около 7 млн человек. Существует более 60 диалектов армянского языка.
  • …алфавит — звуковое письмо армянского языка, созданное в 405 году ученым и священником Месропом Маштоцем. По легенде он получил начертания армянских букв от самого Бога, увидев их во сне. Но есть предположение, что он не создал, а восстановил армянское письмо, которое использовалось армянскими жрецами в дохристианский период истории Армении.
  • …армянское танцевальное наследие считается самым древним и разнообразным в своем регионе. В горных областях Армении находили наскальные изображения сцен деревенских танцев, датируемые V тысячелетием до нашей эры.
  • …численность — оценочно от 10 до 15 млн, из которых в пределах исторической родины проживает примерно 3 млн человек, остальная часть — армяне диаспоры.
  • …диаспора сформировалась в связи с трагическими страницами истории, в частности организованными властями Османской империи двумя геноцидами: 1895-96 гг. и 1915-22 гг. Самая крупная по численности диаспора проживает в России — более 2 миллионов. Из них около полумиллиона (по неофициальным данным) — в Краснодарском крае.
монастырь Севанаванк
монастырь Севанаванк

Были, знаем. Медовый Спас на священном озере?

Редактор «КИ» Елена Дубова вспомнила случай, который произошел в августе с ее семьей в Армении.

В августе этого года наша семья провела отпуск в Армении: давно хотели, и вот получилось. За неделю мы объехали практически всю страну. Побывали и в ультрасовременном Ереване — видели стены этого прекрасного «розового» города в лучах заката, и в отдаленных поселках, жители которых продолжают соблюдать древние обычаи и традиции. Удивительно красивая страна, удивительной силы люди.

Чуть ли не каждый день случались интересные открытия. Например, 14 августа мы решили спонтанно съездить в красивейший монастырь Севанаванк, что у озера Севан. Удивило, что туда шел большой поток машин. Конечно, мы знали, что Севанаванк — место паломничества армян и известная туристическая локация, но чтобы столько людей сразу! На возвышенность, на которой расположен храм, люди поднимались бок о бок, почти у всех в руках были корзины с виноградом, и мы стали догадываться, что приехали в монастырь в какой-то важный праздник.

— Сегодня освящением винограда наша церковь отмечает день Успения Пресвятой Богородицы, — рассказали местные женщины, вышедшие из храма, и угостили наших сыновей несколькими кистями. Про особое доброе отношение армян к детям я уже упоминала, оно искреннее и глубокое. Внизу, у самого озера, в зоне магазинов и кафе, продавцы сувенирки просто так подарили нашим мальчишкам кусочки лунного камня, что добывают из озера, отсыпали еще каких-то камушек, чем вызвали большой восторг. В домашних кафе им постоянно накидывали добавки, чем-то угощали, развлекали, о чем-то тепло интересовались.

Так, а какое же открытие нас удивило? Дело в том, в этот же день Русская православная церковь отмечала начало Успенского поста, или Медовый Спас. Все знают, что Армянская апостольская и РПЦ – ветви одного дерева, но мало кто задумывается, что традиция освящать сезонные продукты, фрукты — неискоренимая дань нашим более древним, языческим истокам. Мне было приятно осознавать, что в один день в храмах России и Армении происходило похожее, важное и объединяющее наши народы действо.

Материал подготовила Елена Дубова

«Краснодарские известия» (№125, 1 ноября 2022 год)

1 Comment

  • Hayasa Ararat 02.11.2022

    Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните форму