«СОЮЗ АРМЯН РОССИИ» Краснодарского края

 Региональное отделение Общероссийской общественной организации

«СОЮЗ АРМЯН РОССИИ» Краснодарского края

 Региональное отделение Общероссийской общественной организации

«Союз армян России» Краснодарского края

Армянская Апостольская Церковь История Новости

Архитектурно-градостроительное наследие армянских зданий Екатеринодара и Армавира XIX–XX вв.

коллаж армянские здания Екатеринодара и Армавира

Научная статья «Архитектурно-градостроительное наследие армянских зданий Екатеринодара и Армавира XIX–XX вв.» была опубликована в 2014 году в российском научно-техническом и производственном журнале «Жилищное строительство». Ее автором является доцент Кубанского государственного аграрного университета, кандидат архитектуры Олег Степанович Субботин. Предлагаем вниманию читателей сокращенный и адаптированный для широкой аудитории вариант статьи.

Кубань и Армения не только близкие соседи. На этих территориях проживают дружественные народы, постоянно укрепляющие свои братские связи в общественной и деловой жизни, в области архитектуры и градостроительства. Именно консолидация усилий в сфере сохранения памятников архитектурно-градостроительного наследия позволяет бережно почитать память наших народов.

Примечателен тот факт, что известный зодчий, академик, народный архитектор Александр Оганесович Таманян родился на Кубани в «войсковом граде» Черноморского казачьего войска Екатеринодаре (Краснодаре) в 1878 г. Здесь же получил начальное образование, в 1896 г. окончил Кубанское Александровское реальное училище, продолжил обучение в Петербурге. Творчество А.О. Таманяна – наглядный пример единения двух культур – русской и армянской. Будучи человеком большой культуры, Таманян бережно относился к исторической архитектуре Армении и России. Он сыграл значительную роль в развитии и восстановлении исторических ландшафтов, председательствовал в Комитете по защите исторических памятников Армении.

Отдельно следует отметить, что присоединение Восточной Армении к России в начале XIX в. создало условия для экономического подъема и относительного развития архитектуры и градостроительства. Города в некоторой степени (Ереван) или полностью (Александраполь, Карс, Горис) обустраивались по твердо установленным, взятым за образец планам главных планировок. Реконструкция и сооружение городов развивались особенно интенсивно в конце XIX – начале XX в., когда перечисленные города становились центрами капиталистического развития Армении.

Процесс формирования архитектуры армянских зданий на территории Кубани знаменателен прежде всего строительством культовых зданий и просветительских учреждений, поскольку собственно просвещение является краеугольным камнем культуры любого народа.

Здания Армянской школы и Третьей женской гимназии в г. Екатеринодаре (Краснодаре) построены по проекту гражданского архитектора Н.М. Козо-Полянского. Здания различны не только по стилевой характеристике, но и по градостроительному размещению. Вместе с тем указанные сооружения расположены в исторической части города – его центре, имеют важное градообразующее значение и являются знаковыми элементами.

Армянская школа им. Черачева построена в 1907–1910 гг. в неоклассическом стиле. Во время Великой Отечественной войны в здании сгорела часть конструкций – крыша, чердачное и междуэтажное перекрытия, окна и двери. В 1949 г. здание восстановлено и реконструировано по проекту А.Н. Ожиганова. При этом была изменена планировка помещений, утрачены детали интерьеров. К дворовой части здания был пристроен значительный объем библиотечных помещений.

Армянская школа им. Черачева - Пушкинская библиотека

Армянская школа расположена в системе рядовой застройки на значительном удалении от красной линии ул. Красной. Перед зданием, являющимся общественно значимым объектом, организована площадь, выполнено благоустройство с использованием архитектурно-ландшафтных приемов. Здание двухэтажное, с высоким цоколем, придающим дому масштабность, красоту и прочность. Интерьеры здания богато декорированы, В залах, вестибюле – колонны классических ордеров; потолки, балки – с иониками и растительным орнаментом. Лестницы мраморные с балясинами.

В настоящее время в здании располагается Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина – центральная библиотека Краснодарского края, центр образования, культуры и информации Кубани, обладательница самого богатого в крае универсального фонда. В ночное время здание библиотеки имеет оригинальную динамическую архитектурную подсветку.

Двухэтажное, в плане П-образное кирпичное здание Третьей женской гимназии построено в 1913 г. В градостроительном отношение оно акцентирует угол ул. Бурсаковской (ныне Красноармейской) и ул. Графской (Советской), гармонично вписывается в историческую застройку города. В архитектурном отношении объект представляет интерес своей художественной выразительностью, органически связанной с конструктивной объемно-пространственной структурой здания, а также пропорциями.

здание Третьей женской гимназии в Екатеринодаре

Следует отметить лаконичность декора фасадов в стиле модерн с прорисовкой деталей в неороманском стиле, характерном для общественных зданий, в котором сочетаются элементы романтизма, готики и ренессанса. В интерьерах здания акцентом является трехмаршевая лестница с мраморными ступенями и коваными ажурными ограждениями. Элементы интерьера сочетаются между собой, гармонично дополняя друг друга в соответствии с общим стилем. В настоящее время в здании располагается средняя общеобразовательная школа.

Дом благотворительного общества построен в 1910-1911 гг. по проекту и под руководством главного архитектора Кубанской области И.Г. Мальгерба. С 1912 г. в нем располагалось Второе реальное училище. Здание трехэтажное, кирпичное, с оштукатуренными декоративными элементами, выполнено в стиле неоклассицизма. Оно расположено в рядовой застройке по ул. Красной в историческом центре города и примыкает с южной стороны к Зимнему театру (ныне филармония).

армянское благотворительное общество Екатеринодара
армянское благотворительное общество Екатеринодара

Интересное архитектурное решение здания и высокий профессиональный уровень исполнения дают основание отнести его к одному из лучших зданий в городе, построенных в начале XX в. Объем здания представляет собой симметричную П-образную композицию. К сожалению, первоначальные интерьеры не сохранились. Одно из главных сохранившихся украшений интерьера – главная лестница имеет мраморные ступени. В настоящее время в здании располагаются различные административные учреждения.

Особый интерес представляет и исторический факт существования в Екатеринодаре армянской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы на ул. Графской. В Екатеринодаре армяне получали участки земли для постройки домов, торговых лавок и церкви. На генеральном плане нового русского города, составленном в 1818 г., рядом с Екатеринодарской крепостью размещались армянские ряды (по ул. Красной) и небольшая армяно-григорианская церковь, построенная еще в 1801 г.

Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы в Екатеринодаре

Строительство новой церкви на углу улиц Красной и Графской началось в 1863 г., освятили ее во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1868 г. Место для храма и подворья было выбрано с учетом существующей градостроительной ситуации – ближе к ул. Красноармейской, позади того места, где сейчас располагается библиотека им. А.С. Пушкина. В Успенскую церковь, построенную взамен обветшавшей деревянной, был перенесен антиминс – плат с зашитыми частицами мощей, на котором совершается литургия. В 1940 г. Успенская церковь была закрыта, однако после окончания Великой Отечественной войны в 1945 г. богослужения в ней возобновились. Вскоре в конце 50-х гг. прошлого века церковь снова закрыли, а затем снесли.

Особое место в исследовании архитектурно-градостроительного наследия армянских зданий занимает г. Армавир. В 1837 г. на левом берегу Кубани – там, где сейчас находится поселок Красная Поляна, возникло первое поселение горских армян. Это были потомки тех армян, которые в отдаленное время, в период порабощения Древнеармянского царства переселились в черкесские аулы. Они приняли обычаи, быт и уклад жизни народов, среди которых поселились, но сохранили свой язык, христианскую религию и называли себя черкесогаями.

В первое время поселение называлось Армянским аулом, но в 1848 г. по инициативе Петроса Патканяна (армянского священника из Ставрополя) новое поселение армян получило название Армавир – в память о столице Древнеармянского царства (его развалины до сих пор сохранились в Армавирской области Армении). В 1839 г. на левом берегу Кубани, недалеко от устья р. Уруп в виде обычного горского аула закрепилось армянское поселение. Этот год и считается официальной датой основания Армавира.

Время строительства Армянского женского начального реального училища в Армавире датируется 1895-1903 гг. В градостроительном отношении оно акцентирует угол улиц Кирова и Осипенко. Объем здания представляет собой одноэтажную симметричную П-образную композицию. Историческое значение состоит прежде всего в том, что в здании действовало старейшее в Армавире женское учебное заведение, являвшееся также одним из первых женских национальных училищ в масштабах всего Северного Кавказа. Частная армянская школа для девочек была открыта в ауле в 1869 г. В 1871 г. она преобразована в общественную.

Армянское женское начальное реальное училище в Армавире

Первоначально женская школа располагалась в обычном деревянном срубе, плохо подходящем для нужд образования и воспитания. Весной 1895 г. на средства сельского общества начинается сооружение нового кирпичного школьного корпуса. Здание возводилось на протяжении нескольких лет и было построено примерно в 1903 г. Стоимость строительства составляла 40 тыс. р. Новая постройка имела светлые просторные аудитории и удобный актовый зал со сценой. Композиция фасадов армянского женского начального реального училища отличается четкостью и регулярностью. Внутренняя планировка практически не изменилась: сохранились лепные потолочные тяги, арочные проемы коридоров.

Здание бывшего армянского женского начального реального училища, выполненное с преобладанием стилистического набора классицизма, является неотъемлемой частью ансамбля застройки площади армянской Успенской церкви. Архитектурную ценность представляет объемно-пространственное решение здания в существующих пропорциях, подлинных материалах и декоративном убранстве фасадов, элементы интерьеров.

Напротив училища находится старейшая в городе Успенская армяно-григорианская церковь. Соборная площадь перед церковью изначально является историческим ядром Армавира, в пределах которого расположены объекты недвижимого историко-культурного наследия и зоны их охраны. Изначально площадь целенаправленно формировалась перед общественно значимым зданием. Здесь находился религиозный, административный, культурно-образовательный центр аула черкесогаев.

Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы в Армавире

Весной 1840 г. в центре аула началось сооружение деревянной церкви. Храм покоился на каменном фундаменте и был покрыт железной крышей. Однако в 1842 г. недостроенная церковь сгорела. Проект нового каменного храма, автором которого являлся архитектор А.Я. Фарафонтьев, был утвержден в 1844 г. В композиции и элементах убранства церкви нашли выражение стилистические черты русской архитектуры середины XIX в., что характерно для многих культовых построек, возведенных в армянских кварталах разных городов Юга России.

Из-за ошибок, допущенных при расчетах, и трудности доставки кирпича из Ставрополя сооружение храма затянулось. Судя по обмерному чертежу, составленному в 1855 г., поднятое до карнизов здание стало разрушаться. Часть потолка у проема алтарной апсиды обрушилась, под тяжестью сводов начали расходиться углы, в стенах появились трещины. В 1857 г. был утвержден новый проект достройки церкви. В интерьере главного зала появились четыре колонны, принимающие на себя тяжесть большого барабана и купола; иные пропорции обрела звонница колокольни.

Армянская церковь Успения Пресвятой Богородицы в Армавире

В 1861 г. кирпичная армяно-григорианская церковь была торжественно освящена в честь Успения Святой Богородицы (армянское название храма – Верапохумн Сурб Аствацацин). Вокруг храма армавирцы соорудили прочную каменную стену с узкими бойницами и мощными полукруглыми оборонительными бастионами. Эта своеобразная цитадель предназначалась для отражения набегов «немирных» горцев. В обиходе черкесогаи называли свою церковь «крепостной». Успенская армяно-григорианская церковь является объектом культурного наследия регионального значения, принятого под государственную охрану.

Архитектурно-градостроительное наследие армянских зданий Екатеринодара и Армавира конца XIX – начала XX в. – уникальное сокровище армянской и русской культуры, синтез творчества зодчих двух народов. Памятники архитектуры армянских зданий могут рассказать необычайно много об их истории, поскольку главные архитектурно-художественные акценты создавались в согласованном единстве с окружающей средой.

Архитектурно-градостроительное наследие – бесценный духовный, культурный и социальный капитал. Наравне с природными богатствами это основной критерий для национального самосознания и признания мировым сообществом. Любые потери в историко-культурном наследии неизбежно отразятся во всех областях не только нашей жизни, но и жизни будущих поколений, приведут к духовному оскудению, потере исторической памяти, обнищанию общества в целом.

Современные процессы урбанизации характеризуются стремительным изменением пространственной структуры города. В этих условиях важнейшей проблемой становится регулирование и планирование развития городской среды, сохранения ее историко-культурного облика.

Сохранение историко-культурного наследия – одна из основ архитектурно-градостроительного развития Кубани. В первую очередь необходимо решить актуальные вопросы, возникающие при воссоздании и регенерации кварталов исторической застройки, комплексного сохранения историко-культурного наследия.

Развитие экономики и культуры Российской Федерации в условиях глобализации ставит на повестку дня сложные проблемы сохранения культурной самобытности нашей страны. Решение этих проблем требует тщательного изучения историко-архитектурного наследия, выявления его формотворческого потенциала и динамики развития. Вследствие этого тема регенерации кварталов исторической застройки особенно актуальна и своевременна, так как с начавшимся в конце ХХ в. быстрым ростом и реконструкцией городов и сельских поселений многие исторические здания были утрачены целиком или подверглись искажениям. Некоторые памятники архитектуры из-за отсутствия научного анализа, исторической документации и чет ких критериев ценности потеряли свое историческое значение в процессе реконструкции, приспособления, а в ряде случаев и неумелой реставрации.

Сохранение объектов архитектурно-градостроительного наследия должно стать ключевым элементом стратегии обновления исторических территорий. Задача должна решаться всеми участниками архитектурной и градостроительной деятельности. В связи с этим следует отметить сотрудничество в этом плане Кубани и Армении. Так, в 2013 г. в городах Гюмри и Ереване состоялся III Российско-армянский межрегиональный форум «Россия. Армения. Таможенный союз». В рамках форума Кубань приняла деятельное участие в межрегиональной выставке. В ходе визита были достигнуты договоренности об установлении побратимских отношений между муниципалитетами Кубани и марзами Армении.

О.С.Субботин, доцент Кубанского государственного аграрного университета

Публикуется в сокращенном и адаптированном варианте

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Заполните форму