История, Культура, Новости

Непревзойдённый поэт морской стихии

Иван Айвазовский Волна

Непревзойдённый поэт морской стихии, чувствующий природу в её тончайших и незаметных воплощениях, автор поразительного по своей философской глубине «Девятого вала», яркая личность с горячим сердцем и всеобъемлющей любовью к искусству – таким запомнили Ивана Константиновича Айвазовского его коллеги-художники, ученики, многочисленные почитатели творчества гения и простые люди, имевшие дело с великим живописцем. Даже те, кто относился с долей скептицизма к романтическим интерпретациям морских пейзажей художника, признавали за ним исключительное трудолюбие и идейность создаваемых им полотен.

Иван Айвазовский

Иван Айвазовский (настоящее имя Ованес Айвазян) родился 29 июля 1817 г. в солнечной Феодосии, Таврической губернии (Крым) Российской Империи. Виды маленького приморского городка, когда-то пробудившего в маленьком Ованесе страсть к живописи, не раз соблазняли уже признанного художника на полные ностальгии и любви картины-посвящения. Ованес родился в разорившейся после чумы 1812 года купеческой семье: отец Геворк еле-еле сводил концы с концами, но, заметив в ребёнке художественный талант, приобрёл для маленького Ованеса бумагу и карандаши. Свои первые наброски Айвазовский делал сухой тростинкой прямо на песке, наблюдая за изменчивым морским пейзажем. Впоследствии юный живописец стал использовать для своих первых эскизов фасады домов, увлечённо перенося свои впечатления от натуры острием угольного бруска. Феодосийский градоначальник А.И. Казначеев однажды стал свидетелем этой скрупулёзной работы, на тот момент, восьмилетнего творца: тот старательно выводил на стене жилого дома трогательный пейзаж, замеченный им неподалёку. Впоследствии, восхищённый молодым талантом Казначеев определил Айвазовского в симферопольскую гимназию, а затем содействовал его поступлению в Петербургскую академию художеств.

Иван Айвазовский

О городе, взрастившем гения

С принятием решения о перестройке города, согласно Генеральному плану, составленному в начале XIX века, Феодосия стала стремительно обрастать новыми домами, кварталами и приобретать некогда утраченный, в постоянных войнах, бедствиях и эпидемиях, облик. История города насчитывает более двух тысячелетий, в течение которых Феодосия побывала в составе Византийской империи, Золотой орды, являлась центром торговли генуэзских купцов, а впоследствии работорговли при османах, и спустя продолжительные войны с Российской империей, наконец, к 1783 году вошла в состав России. В 13 веке Феодосия (на тот момент — Каффа) испытывала небывалый расцвет при генуэзских колонизаторах, выкупивших город у Золотой орды: в нём был свой монетный двор, проживал епископ, а сам город стал административным и руководящим центром всей республики. В этот период Каффу населяло огромное количество армян, возводивших церкви, строивших дома и способствовавших развитию торговли. С приходом осман, как армянское, так и греческое население стало сокращаться. К 17 веку, в перестроенной на мусульманский лад «Кефе» христиане испытывали сильные затруднения и были вынуждены покидать город.

Иван Айвазовский

Несмотря на последующие разрушительные войны с турками, длившиеся на протяжении всего 18 века, постоянную миграцию населения и упадок экономики, город сумел возродиться в составе России. Усилиями новых градоначальников в Феодосии отстроили порт, открыли железную дорогу, а налаженная торговля и туризм способствовала экономическому подьёму и улучшению благосостояния людей. Активное участие в процветании Феодосии принимал уже признанный во всём мире художник-живописец и благодарный гражданин Иван Айвазовский. Он открыл в городе школу искусств и картинную галерею, построил на горе Митридат новое здание для Феодосийского музея древностей. Художник выступал за расширение Феодосийского порта, что также было в скором времени сделано. В 1887 году на его деньги были начаты работы по прокладке водопровода из Субашского источника.

Иван Айвазовский

Творческие поиски

Учёба Айвазовского в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга стала началом его ослепительной творческой карьеры, в которой было место батальным зарисовкам на побережье Черкесии, поездкам по Европе и Ближнему Востоку, многочисленным выставкам, заказам и государственным наградам. Академию живописец окончил на два года раньше срока с большой золотой медалью и с правом поездки в Крым, а затем в Европу. За 6 лет путешествий им были написаны множество итальянских зарисовок и пейзажей. Он также выполнил работу «Хаос» на библейскую тему, которую впоследствии приобрёл папа Григорий XVI и наградил живописца золотой медалью.

Иван Айвазовский Хаос 1841 год
Иван Айвазовский. “Хаос”, 1841 год

Ещё будучи студентом, художник горячо увлекался творчеством таких глыб русской реалистической живописи, как Карл Брюллов и Александр Иванов. По достоверным свидетельствам, Айвазовского настолько поразила картина «Последний день Помпеи» Брюллова, выставленная в Античном зале академии, что он не раз возвращался к ней, будучи покорённым полными жизни и драмы образами на полотне. К концу обучения Айвазовского в академии два великих живописца оказались в одном товарищеском кругу и сблизились, что несомненно отразилось на формирующемся вкусе и наклонностях юного Айвазовского.

Особый опыт юный живописец получил, совершив в студенческие годы учебное путешествие на военном корабле Балтийского флота. Произошло это, благодаря просьбе руководителя класса батальной живописи А.И. Зауервейда, у которого он учился. Преподаватель, сам получивший образование в Дрездене и преподававший в Императорской Академии художеств, был довольно уважаемым батальным живописцем как в Российской Империи, так и в Германии. Увидев талант и незаурядные способности своего юного ученика, тот немедленно распорядился об отправке его в корабельное путешествие. В этой поездке художник сделал множество набросков, которые в дальнейшем использовал для своих картин. Его первая серьезная работа – «Десант отряда в долине Субаши», сделанная по эскизам из той поездки, была впоследствии выкуплена Николаем Первым, завоевав благосклонность русского императора и значительный толчок в карьере талантливого мариниста.

Иван Айвазовский Десант отряда в долине Субаши
Иван Айвазовский. “Десант отряда в долине Субаши”

Зрелость

Становление художественного вкуса и манеры письма Ивана Айвазовского произошло в период его жизни в Италии. В течение нескольких лет работы за рубежом, художник, наконец, повидал своего брата Габриела, армянского священника, лингвиста и историка при монастыре острова Святого Лазаря, подружился с Николаем Васильевичем Гоголем, получил золотую медаль Парижской академии художеств и, наконец, стал известен на всю Европу. В этот период на свет появились первые картины Айвазовского на религиозную тему – на острове, где художник остановился в монастыре у брата, он изучает монашеский быт, попутно делая зарисовки удивительной красоты местности и работая над будущими полотнами. Айвазовскому посчастливилось поселиться в келье, бывшей когда-то пристанищем самого Джорджа Гордона Байрона. На прощание с братом и монахами Айвазовский дарит монастырю свою первую картину на тему сотворения мира «Хаос. Сотворение мира». Именно её он впоследствии дублирует для Папы Римского.

Иван Айвазовский Неаполитанский залив
Иван Айвазовский. “Неаполитанский залив”
Иван Айвазовский Памятник братьям Айвазовским (Ивану и Габриэлу)
Памятник братьям Айвазовским (Ивану и Габриэлу)

В дальнейшем, религиозные картины художника приобретут национальный колорит и станут отражением его национальной идентичности. Самые яркие работы живописца «Сошествие Ноя с горы Арарат», «Всемирный потоп», «Крещение армянского народа», «Клятва. Полководец Вардан» и другие, изображающие озеро Севан, гору Арарат и живописную природу Армении, появились после его посещения родины в 1868 году.

Слава

Айвазовский, не уступающий в мастерстве признанным пейзажистам европейской романтической школы, получает восторженную критику со всех сторон. Кумир художника, известный английский живописец Уильям Тёрнер восхищается талантом писателя, его принимает Брюллов, он заводит знакомство с величайшим живописцем, автором вершины русского изобразительного искусства «Явление Христа народу», путешествуя с ним по Италии.

Иван Айвазовский Феодосия. Закат Солнца (1865)
Иван Айвазовский. “Феодосия. Закат Солнца”, 1865

В 1843 году художник участвует во Всемирной выставке живописи в Париже. 1844 год – Айвазовский становится живописцем Главного морского штаба России с правом ношения морского мундира, а с 1847 — профессором Петербургской Академии художеств. Он состоял также в европейских академиях художеств Амстердама (первая избрала его своим членом в 1844 году), а затем Рима, Парижа, Флоренции, Штутгарта. В 1862-1866 годах Айвазовский был приглашён как художник для украшения имения Марии Александровны, супруги Александра II. Специально для него были созданы такие картины, как «Явление Спасителя на море Св. Петру» и «Возвращение Ее Величества с Потемкиным к пристани в Алуште».

О знаменитой картине живописца «Чёрное море» глава передвижников И.Н. Крамской писал: «Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины во всяком случае, и не только у нас, а и в истории искусства вообще… у него есть феноменальные вещи, например, «Море» (так названа картина Крамским). На ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю…».

Иван Айвазовский Аул Гуниб в Дагестане.Вид с восточной стороны 1869
Иван Айвазовский. “Аул Гуниб в Дагестане.Вид с восточной стороны”, 1869
Иван Айвазовский Вечер в Каире
Иван Айвазовский. “Вечер в Каире”
Иван Айвазовский Караван в оазисе. Египет 1871
Иван Айвазовский. “Караван в оазисе. Египет”, 1871

Прославленный живописец продолжает путешествовать по миру: он побывал на открытии Суэцкого канала в Египте в 1869 году, неоднократно посещал Константинополь и оставил множество пейзажей древнего города. Айвазовский даже сделал серию картин на заказ для султана Абдул-Гамида, который выразил признательность художнику, наградив его высшими наградами Османской империи: орденами «Меджидие» и «Османие». Но горячая любовь султана к изобразительному искусству не остановила его от страшного преступления конца 19-го века. Геноцидальная политика турецкого диктатора, на фоне усиливающихся волнений внутри страны, привела к Геноциду 1894-96 годов, унёсшему, по некоторым данным, до 300 тысяч армян.

Айвазовский узнал о произошедшем только в 1896 году, от своего друга, Католикоса Всех Армян Мкртича Хримяна. Ужас, охвативший живописца, был неописуем. Его первым порывом стал отказ от всех регалий, выданных бесчеловечным правителем – он просто выбросил их в море, все до последней. Тяжело переживая боль своего народа, художник, по совету Хримяна, стал организовывать выставки картин в различных городах с изображениями ужасной резни, стремясь привлечь к этому вопиющему факту как можно больше общественного порицания. Ряд картин того времени «Погром армян в Трапезунде», «Армян живыми бросают в море», «Армян погружают на корабли», «Избиение армян в Трапезунде в 1895 году» до сих пор хранятся в частных коллекциях. Айвазовский также активно помогал беженцам из Османской Империи обосноваться в Феодосии: армянский живописец лично подыскивал им дома и участки, снабжая всем необходимым для жизни, давал моральную поддержку, слушая рассказы несчастных о произошедших событиях, помогал с трудоустройством.

Иван Айвазовский «Избиение армян в Трапезунде в 1895 году»
Иван Айвазовский. «Избиение армян в Трапезунде в 1895 году»

Айвазовский стал благотворителем для всей Феодосии. Кроме активного участия в жизни города, пожилой художник дарил приданное невестам из малообеспеченных семей, помогал детям получать образование. В его доме, при добродетельном участии его второй жены Анны Саркисовой-Бурназян, был всегда уют и множество гостей, которые могли воочию наблюдать за работой знаменитого художника. Преподаватель, благодетель, меценат, человек с огромным сердцем и чувствительной душой – Феодосия ещё долго приходила в себя, после известия о смерти великого художника. 2 мая 1900 года на город обрушилось известие о кончине Айвазовского, сковав всех его жителей огромным горем. По свидетельствам, в этот день были закрыты все лавки и магазины города. Айвазовского похоронили с воинскими почестями, надпись на его могиле гласила: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память». Траурная процессия проходила через весь город, отдавая дань почести своему знаменитому гражданину.

Иван Айвазовский Открытие памятника И.К. Айвазовскому
Открытие памятника И.К. Айвазовскому в Феодосии

Наследие Айвазовского огромно: за свою карьеру он написал более 6000 картин и устроил более 125 персональных выставок. Как муж и семьянин художник реализовал себя в четырёх детях, некоторые из которых также стали известными художниками.

Подготовила Амалия Тавадьян

Иван Айвазовский Подпись Айвазовского на армянском языке
Подпись Айвазовского на армянском языке

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *